Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук за спеціальністю 12.00.07 – теорія управління; адміністративне право і процес; фінансове право; інформаційне право. – Одеська національна юридична академія, Одеса, 2003.
Дисертацію присвячено аналізові теоретично-правових засад атестації державних службовців в Україні. Визначається поняття, сутність, принципи атестації державних службовців як важливого інструменту удосконалення ефективності і дієвості державної служби, професіоналізму і компетентності державних службовців. Дається поняття і характеризується механізм державних службовців. Характеризуються основні критерії оцінки діяльності державних службовців, методик їх проведення. Пропонуються зміни і доповнення до чинного законодавства про державну службу щодо атестації державних службовців.
Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.07 – теория управления; административное право и процесс; финансовое право; информационное право. – Одесская национальная юридическая академия, Одеса, 2003.
Диссертация посвящена анализу теоретико-правовых основ аттестации государственных служащих в Украине.
Работа являеться первым в Украине комплексным монографическим исследованием проблем аттестации государственных служащих на основании новейших достижений правовой науки и действующего законодательства.
Определены понятие, правовая природа и система принципов атестации государственных служащих. В частности, опеределено, что аттестацию государственных служащих следует рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании аттестация государственных служащих направлена на соблюдение на практике принципов государственной службы, обеспечения законности в системе функционирования государственной службы, формирования профессионального кадрового персонала государственных органов. В узком понимании аттестация – это деятельность, которая осуществляется с целью проверки оценки профессиональных, деловый и личностных качеств государственного служащего.
Проанализировано состояние правового регулирования атестации государственных служащих, на основании чого сделан вывод о существующих пробелах в нем и предложены соответствующие изменения и дополнения к Закону “О государственной службе”. В частности, предложено дополнить Закон разделом “Аттестация государственных служащих”, в котором закрепить понятие аттестации, ее принципы, аттестационное производство, процессуальный статус участников производства, правовые последствия аттестации.
Под правовым институтом аттестации следует понимать систему правовых норм, регулирующих атестационно-служебные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы относительно оценки деловых, личностных, моральных качеств с целью: определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности; повышения эфективности государственного управления. Правовой институт аттестации государственных служащих включает в себя материальные нормы, которые устанавливают статутные аттестационно-правовые положения (необходимость подготовки аттестационных характеристик, сроки проведения аттестации, виды аттестационных оценок и др.) и процессуальные нормы, которые регулирують аттестационное производство.
Получили дальнейшее развития понятие и признаки государственного служащего как обьекта атестации, выделены его актуальные качества как носителя государственной власти. Проведено разграничение понятий “государственный служащий”, “служащий”, “государственный политический деятель”. Охарактеризованы основные права и обязанности государственных служащих.
Определены понятие, содержание и особенности служебной карьеры государственного служащего, основные направления управления служебной карьерой, ее этапы.
Определен механизм аттестации государственных служащих, выделены его елементы. Впервые выделено аттестационное производство как вид административного производства, охарактеризованы его стадии и процесуальный статус его участников.
Сформулировано авторское определение понятия “ежегодная оценка деятельности государственного служащего”, выделены наиболее общие критерии ежегодной оценки деятельности государственных служащих, выделены элементы механизма ежегодной оценки. С нових позиций охарактеризованы основные критерии оценки деятельности государственных служащих: культура деятельности государственных служащих; профессионализм; профессиональная подготовка и повышение квалификации; соблюдение ограничений при прохождении государственной службы.
Сформулирован ряд конкретних предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование теоретико-правовых основ аттестации государственных служащих, осуществления оценки качества их деятельности.
Определено, що важным критерием оценки деятельности государственных служащих являться профессиональная подготовка и повышение квалификации, которые осуществляются на основании таких принципов: системности, единства, общности, диференцированности, обязательности и непрерывности обучения, установления взаимных прав, обязанностей и ответственности; государственное управление и координация деятельности всех элементов системы, повышения квалификации, учет отечественного и зарубежного опыта повышения квалификации.
The dissertation for the degree of candidate of candidate of law in the specialist 12.00.07 – theory of administration; administrative law and procedure; financial law; informational law. – Odessa, 2003.
The dissertation deals with the analysis of theoretical and legal grounds of the state officials’ attestation. The definition of the notion, objective, principles of state officers’ attestation are determined here being an important instrument of the improvement of the effectiveness, professionalism and competence of state officials. The definition of the notion of the components of the attestation procedure of state officials is determined. The main criteria of the evaluation of state officials’ activity, methods of their conduct are characterized. The amendments and additions are proposed to the legislation in effect as to the state service in the part of state officers’ attestation.