У статті розглядається специфіка екзистенціального підходу до проблем девіантної поведінки та
моралі в соціології сучасного американського дослідника, засновника каліфорнійської школи
Джека Дугласа. Серед основних аспектів цього підходу виділяються акцент на конкретному
інтерсуб’єктивному досвіді індивідів у повсякденному житті, а також принцип
ситуаційної детермінації смислу, індуктивно спрямований на трансситуаційні смисли взаємодії.
Показано, що стосовно проблеми моралі, ситуаціонізм стверджує поняття
ситуаційної етики, протиставленої абсолютній, абстрактній етиці.
Відзначено, що ключовим для екзистенціального розуміння девіантної поведінки та
моралі є феномен етичного дуалізму, що полягає в диференціації публічної і приватної сфер
соціального існування та непереборному моральному конфлікті, який не руйнує соціальний
порядок завдяки репресивному соціальному контролю та підтриманню ілюзії соціального
консенсусу. Запропоновано подальшу інтеграцію наукових ідей Дж. Дугласа в загальну структуру
екзистенціальної парадигми в соціології.
В статье рассматривается специфика экзистенциального подхода к проблемам девиантного
поведения и морали в социологии современного американского исследователя, основоположника
калифорнийской школы Джека Дугласа. Среди основных аспектов этого подхода выделяются
акцент на конкретном интерсубъективном опыте индивидов в повседневной жизни, а также
принцип ситуационной детерминации смысла, который индуктивно направлен
на трансситуационные смыслы взаимодействия. Показано, что применительно к проблеме морали,
ситуационизм утверждает понятие ситуационной этики, противопоставленной абсолютной,
абстрактной этике. Отмечено, что ключевым для экзистенциального понимания девиантного поведения и
морали является феномен этического дуализма, состоящий в разделении публичной и частной сфер
социального существования и неустранимом моральном конфликте, который не разрушает социальный
порядок благодаря репрессивному социальному контролю и поддержанию иллюзии
социального консенсуса. Предложена последующая интеграции научных идей Дж. Дугласа в общую
структуру экзистенциальной парадигмы в социологии.
The paper discusses specifics of the existential approach to the problems of deviant behavior and
morality in the sociology of modern American researcher, founder of the California School Jack
Douglas. Among the main aspects of this approach there is particular emphasis on the
intersubjective everyday experience of individuals and the principle of situational
determination of meaning that deflects from solipsism to inductive revelation of
transsituational meanings of interaction. Concerning the problem of morality situationism
affirms the concept of situational ethics that contrasted the notion of absolute, abstract ethics.
It is noted that the key to the existential understanding of deviant behavior and morality is the
phenomenon of ethical dualism, which consists in the separation of public and private spheres of
social life, and inherent moral conflict that does not destroy social order due to
repressive social control and illusion of social consensus. There is proposition for further
integration of Jack Douglas’ scientific ideas to general structure of the existential paradigm in
sociology.