Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук за спеціальністю 12.00.02 – конституційне право, муніципальне право – Національний університет «Одеська юридична академія», Одеса, 2011.
Дисертація присвячена дослідженню правової природи інституту дострокового припинення повноважень вищих посадових осіб України, визначенню його функцій та висвітленню проблем, що виникають під час дострокового припинення повноважень вищих посадових осіб держави. Визначено критерії віднесення посадових осіб до категорії «вищих», охарактеризовано взаємодію інституту дострокового припинення повноважень вищих посадових осіб України, припинення державно-службових і трудових відносин, а також співвідношення з інститутом конституційно-правової відповідальності. Виділено місце інституту дострокового припинення повноважень вищих посадових осіб України в системі «стримувань та противаг». Виявлено прогалини у конституційно-правовому регулюванні дострокового припинення повноважень Голови Верховної Ради України, Президента України, Прем’єр-міністра України. Розроблено пропозиції щодо вдосконалення конституційно-правового регулювання підстав, порядку та наслідків дострокового припинення повноважень вищих посадових осіб держави; запропоновано теоретичні висновки, які можуть бути підставою для подальшого розвитку теорії конституційного права України.
Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 – конституционное право, муниципальное право – Национальный университет «Одесская юридическая академия», Одесса, 2011.
Диссертация посвящена исследованию правовой природы института досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц Украины, определению его функций и освещению проблем, возникающих в ходе досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц государства.
Значительное внимание уделено исследованию институционализации досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц.
В частности, излагается авторская трактовка таких научных категорий, как “высшее должностное лицо”, “досрочное прекращение полномочий”. Сформированы критерии отнесения должностных лиц к категории «высших» и определена их роль в системе публичной власти, охарактеризованы взаимодействие института досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц Украины, прекращение государственно-служебных и трудовых отношений, а также соотношение с институтом конституционно-правовой ответственности. Определено место института досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц Украины в системе «сдержек и противовесов». Центральное место отведено анализу законодательства, которое регламентирует досрочное прекращение полномочий Председателя Верховной Рады Украины, Президента Украины, Премьер-министра Украины. При этом подробно освещается практика его применения, выявляются проблемы и пробелы в конституционно-правовом регулировании досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц Украины.
Обоснована позиция касательно необходимости предоставления народу Украины возможности принимать решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и Президента Украины путем проведения всеукраинского референдума, как по народной инициативе, так и в связи с инициативой парламентской оппозиции (150 народных депутатов Украины) или проведением процедуры импичмента в отношении главы государства.
Разработаны предложения по совершенствованию конституционно-правового регулирования оснований, порядка и последствий досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц государства; предложены теоретические выводы, которые могут быть основанием для дальнейшего развития теории конституционного права Украины.
Thesis for obtaining a scientific degree of Candidate of Law in the specialty 12.00.02 – constitutional law, municipal law – National University «Odessa Law Academy», Odessa, 2011.
The dissertation investigates the legal nature of the institute of early termination of powers of high-ranking officials in Ukraine, determines and researches the role and functions of this institute. The author offers entry criteria to particularize high-ranking officials among the others servants and draw a conclusion, that the President of Ukraine, the Chairman of the Verkhovna Rada of Ukraine and Prime Minister of Ukraine satisfy all essential requirements to be considered as high-ranking officials. The dissertation also contains characteristic of the interaction of the institute of early termination of powers of high-ranking officials in Ukraine with the termination of public-service and labor relations, which is in great importance taking into account a number of obstacles that have occurred during Ukrainian independence in connection with enforcement of applicable law in this type of relationships. It also makes comparative analysis between the institute of early termination of high-ranking officials of Ukraine and closely related institutions, particularly the institutes of constitutional and legal responsibility. Distinguished place of the institute of early termination of powers of high-ranking officials of Ukraine in the system of checks and balances have been revealed by the author.
The dissertation develops proposals to improve legal regulation of constitutional grounds, procedures and consequences of early termination of powers of high-ranking officials. The proposed theoretical conclusions can be the basis for further development of the theory of constitutional law in Ukraine.