У науковій статті під час дослідження питання у сфері господарського судочинства передусім зосереджено увагу на знаходженні істини в порушених правовідносинах, вирішенні конфліктів, спорів, які виникають між суб’єктами та взагалі. Здійснення правосуддя в Україні належить виключно судам. У нашій державі судова система перебуває на досить високому та професійному рівні. Становлення системи судоустрою з історичного погляду почалося з найдавніших часів княжої доби та мало таку структуру: княжий суд, вічевий суд, громадський, або народний суд, приватні землевласні суди та церковні суди. Після розпаду Радянського Союзу в нашій незалежній державі Україні почала формуватися судова влада, за весь час незалежної України було чотири судові реформи. На сучасному етапі в Україні положення щодо судоустрою регулюється Законом України «Про судоустрій та статус суддів» від 2 червня 2016 року No 1402–VIII та Конституцією України. Систему судоустрою становлять суди загальної юрисдикції та Конституційний Суд. Найвищим судом у системі правосуддя є Верховний Суд. Згідно з Конституцією України, третейські суди не входять до системи загальної юрисдикції. Діяльність третейських судів на території України регулює Закон України «Про третейські суди» від 11 травня 2004 року No 1701–IV. Варто зазначити, що даний Закон регулює порядок утворення та діяльності третейських судів в Україні та встановлює вимоги щодо третейського розгляду з метою захисту майнових та немайнових прав і охоронюваних законом інтересів фізичних і юридичних осіб. До третейського суду за угодою сторін може бути переданий будь-який спір, що виникає із цивільних та господарських правовідносин, крім випадків, передбачених законом. Також акцентовано увагу на вдосконаленні законодавства щодо діяльності третейських судів у 2020 році, що полягає у внесенні змін до деяких законів України щодо вдосконалення порядку створення та діяльності третейських судів, що має на меті відновлення довіри до третейського розгляду. На підставі системного аналізу досліджених матеріалів зазначеної проблематики дійшли висновку, що, незважаючи на законодавче врегулювання діяльності третейських судів, усе ж таки у практичній діяльності звернення до даного інституту не є популярним, що доводить статистика.
The research article in the field of commercial litigation focuses primarily on finding the truth in violated legal relations, resolving conflicts, disputes that arise between certain entities and in general: the administration of justice in Ukraine belongs exclusively to the courts. In our country, the judicial system is at a fairly high and professional level. The formation of the judicial system from the historical point of view began in ancient times of the princely era and had the following structure: princely court, chamber court, public or people’s court, private land courts and ecclesiastical courts. After the collapse of the USSR in our independent state of Ukraine, the judiciary began to form, during the whole period of independent Ukraine there were four judicial reforms. At the present stage in Ukraine, the provisions on the judiciary are regulated by the Law “On the Judiciary and the Status of Judges” of 02.06.2016 No 1402–VIII and the Constitution of Ukraine. The judicial system consists of courts of general jurisdiction and the Constitutional Court. The highest court in the justice system is the Supreme Court. According to the Constitution of Ukraine, arbitration courts are not part of the system of general jurisdiction. The activity of arbitration courts on the territory of Ukraine is regulated by the Law of Ukraine “On Arbitration Courts” of 11.05.2004 No 701701–IV. It should be noted that this Law regulates the formation and operation of arbitration courts in Ukraine and establishes requirements for arbitration in order to protect property and non-property rights and legally protected interests of individuals and legal entities. Any dispute arising from civil and commercial legal relations may be referred to an arbitral tribunal by agreement of the parties, except in cases provided by law. Also, attention is focused on improving the legislation on arbitration in 2020, which is to amend some laws of Ukraine to improve the formation and operation of arbitration, which in turn aims to restore confidence in arbitration. Based on a systematic analysis of the studied materials on this issue, it was concluded that despite the legislative regulation of the arbitration courts, still in practice, recourse to this institution is not popular, according to statistics.
В научной статье ходе исследования вопросы в сфере хозяйственного судопроизводства прежде всего сосредоточено на нахождении истины в нарушенных правоотношениях, разрешении конфликтов, споров, возникающих между субъектами и вообще. Осуществление правосудия в Украине принадлежит исключительно судам. В нашем государстве судебная система находится на достаточно высоком и профессиональном уровне. Становление системы судоустройства с исторической точки зрения началось с древнейших времен княжества и мало следующую структуру: княжеский суд, Вечевой суд, общественный, или народный суд, частные землесобственные суды и церковные суды. После распада Советского Союза в нашем независимом государстве Украина начала формироваться судебная власть, за все время независимой Украины четыре судебные реформы. На современном этапе в Украине положения о судоустройстве регулируется Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 No 1402-VIII и Конституцией Украины. Систему судоустройства составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд. Высшим судом в системе правосудия является Верховный Суд. Согласно Конституции Украины, третейские суды не входят в систему общей юрисдикции. Деятельность третейских судов на территории Украины регулирует Закон Украины «О третейских судах» от 11 мая 2004 No 1701-IV. Стоит отметить, что данный Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов в Украине и устанавливает требования по третейскому разбирательству с целью защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. В третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, возникающий из гражданских и хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом. Также акцентировано внимание на совершенствовании законодательства о деятельности третейских судов в 2020 году, заключающийся во внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка создания и деятельности третейских судов, имеет целью восстановление доверия к третейскому разбирательству. На основании системного анализа исследованных материалов указанной проблематике пришли к выводу, что, несмотря на законодательное урегулирование деятельности третейских судов, все же в практической деятельности обращение к данному институту не является популярным, что доказывает статистика.