Динаміка суспільно-політичного розвитку республіки Молдова в контексті етнополітичного конфлікту

Завантаження...
Ескіз

Дата

2005

Автори

Дирун, Анатолій Вікторович
Дирун, Анатолий Викторович
Dirun, Anatoliy V.

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Анотація

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук за спеціальністю 23.00.02 – політичні інститути та процеси. – Одеська національна юридична академія, Одеса, 2005. Показано, що інструментарієм вивчення динаміки суспільно-політичного розвитку Республіки Молдова в контексті етнополітичного конфлікту був аналіз місця і ролі політичних партій конфліктуючих сторін. Доведено, що взаємовплив електоральних циклів у Молдові та Придністров’ї на ступінь інтенсивності етнополітичного конфлікту знайшов своє відображення в динаміці партійного будівництва та електорального успіху політичних сил, які виступають за різні варіанти і методи вирішення Придністровського конфлікту Проаналізовано місце і роль України у вирішенні Придністровського конфлікту, вперше визначені етапи посередницької діяльності Києва. Аргументовано, що динаміка розвитку Придністровського конфлікту свідчить про відмову від застосування насильства як методу вирішення конфлікту та висунуто сьогодні на передній план інституціональні позиції, які підтримуються кожним з політичних суб’єктів.
Диссертация на соискание научной степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты и процессы. – Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2005. Диссертация посвящена изучению влияния общественно-политических движений, политических партий Молдовы и Приднестровья на динамику этнополитического конфликта. Прикладная цель диссертации – сопоставление интенсивности трех стадий конфликта: латентная стадия, стадия вооруженной борьбы (или открытых действий) и стадии урегулирования конфликта (институализации конфликта), с одной стороны, с двумя электоральными циклами в Молдове (1994 и 1998 гг.) и Приднестровья (1990 и 1995 гг.), с другой. Взаимовлияние электоральных циклов в Молдове и Приднестровье на степень интенсивности этнополитического конфликта, нашло свое отражение в динамике партийного строительства и электоральных успехах политических сил, выступающих за различные варианты решения Приднестровского конфликта. В Приднестровье большинство партий, общественно–политических движений по возможностям и способам влияния на принятие политических решений ближе к “группам давления”. Вместе с этим многопартийность испытывает сильное влияние института президентства. Выбор Молдовой в свою очередь пропорциональной избирательной системы в качестве механизма формирования парламента государства, способствовал появлению многочисленных партий, что было продемонстрировано на примере учредительных выборов в парламент в 1994г., участие, в которых приняло 13 политических партий, общественно-политических формирований и избирательных блоков. Динамика развития Приднестровского конфликта свидетельствует об отказе от применения насилия как метода разрешения конфликта и выдвигает сегодня на передний план институциональные позиции, удерживаемые каждым из политических субъектов, их действительное влияние в обществе и находящиеся в их распоряжении средства принуждения. Этапным рубежом во взаимоотношениях между Тирасполем и Кишиневом стало подписание 8 мая 1997г. в Москве Меморандума “Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем”. Важность и ценность этого документа состоит в том, что впервые две стороны, участвующие в переговорном процессе, заявили о своей готовности строить и развивать свои государственно-правовые отношения в рамках “Общего государства”. Таким образом, определение и трактовка формулы построения “Общего государства” стало приоритетной задачей как для Тирасполя и Кишинева, так и для стран – гарантов РФ и Украины, а также ОБСЕ. Приднестровье выступает за конфедеративный путь териториально – государственного устройства в построении Общего государства. В свою очередь, Республика Молдова трактует понятие “Общего государства”, как государства с унитарным территориально – государственным устройством, в котором Приднестровье рассматривается как составная часть единого государства. Различное понимание сторонами понятия “Общего государства” и как следствие подходов к решению приднестровской проблемы, потребовало от стран-гарантов России, и Миссии ОБСЕ разработки нового концептуального подхода к урегулированию взаимоотношений между Тирасполем и Кишиневом. В этой связи важным элементом в урегулировании приднестровского конфликта является место и роль Украины как страны гаранта между противоборствующими сторонами. Впервые определены этапы посреднической деятельности Киева. Новая инициатива – создание федеративного территориального – государственного устройства Республики Молдова, одним из субъектов которого должно стать Приднестровье, была предложена противоборствующим сторонам на встрече в Киеве 2 июле 2002 г. в виде проекта Соглашения между Республикой Молдова и Приднестровьем.
Dissertation for the competition of scientific candidate degree of political sciences on specialty 23.00.02. – political institutions and processes. Odessa National Law Academy, Odessa, 2005. The analysis of opponent political parties place and role was used to study the dynamics of Moldova social and political development within the ethnopolitical conflict. It was found out that it is the electoral cycles in Moldova and Transniestria that influence the ethnopolitical conflict intensity between these opponent subjects. It is proved that the above mentioned cycles and their mutual influence on the ethnopolitical conflict is reflected in the party formation dynamics and electoral success of the political forces that try to find various ways in Transniestrian conflict solution. The author supposes that the first elections to the legislature of the opponent Moldova and Transniestria took place at different periods of conflict development in these countries. Besides, Ukraine role and place in Transniestrian conflict settlement is also analyzed. It is the first time when the author determinates the stages of Kiev intermediary policy. It is proved that the dynamics of Transniestrian conflict development illustrates the policy of non-violence as a method and stresses the institutional positions of each of the political subjects, their real influence in society and the means of compulsion they use.

Бібліографічний опис

Дирун А. В. Динаміка суспільно-політичного розвитку республіки Молдова в контексті етнополітичного конфлікту : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / А. В. Дирун; кер. роботи Д. С. Шелест; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2005. – 17 с.

Ключові слова

етнополітичний конфлікт, легітимність, партійне будівництво, виборча система, електоральні цикли, переговорний процес, компроміс, „Загальна держава”, інституціоналізація конфлікту, держави-гаранти у врегулюванні конфлікту, этнополитический конфликт, легитимность, партийное строительство, избирательная система, электоральные циклы, компромисс, переговорный процесс, „Общее государство”, институализация конфликта, страны-гаранты в урегулировании конфликта, ethnic and political conflict, legitimacy, party formation, electoral cycles, negotiations, compromise, “Сommon state”, conflict institutionalizition, guarantors in the conflict settlement

Цитування

Дирун А. В. Динаміка суспільно-політичного розвитку республіки Молдова в контексті етнополітичного конфлікту : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / А. В. Дирун; кер. роботи Д. С. Шелест; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2005. – 17 с.

Зібрання