Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора політичних наук за спеціальністю 23.00.02 – політичні інститути і процеси. – Одеська національна юридична академія, Одеса, 2009.
В дисертації досліджуються співвідношення влади та самоврядування як основи побудови оптимальної моделі політичного управління країною.
Історико-політологічний аналіз здійснення влади протягом історії людства свідчить про те, що всі часи та політичні практики світу визнавали необхідність поєднання влади та самоврядування, але вже з Нового часу та в сучасну добу важелі впливу переміщуються на користь самоврядування, необхідності зміцнення його місця та ролі в процесі політичного управління країною.
На основі отриманих висновків розроблено теоретичну модель політичного управління сучасною країною, засновану на взаємодії влади та самоврядування. Теоретичними засадами механізму впровадження даної моделі в політичну практику сучасних держав є принципи децентралізації, субсидіарності, соборності, контролю, тощо. Дана модель передбачає посилення ролі влади на національному рівні, збалансування взаємин між владою та самоврядуванням на регіональному та зміцнення самоврядування – на місцевому рівні.
Диссертация на соискание научной степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты и процессы. – Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2009.
В диссертации рассматривается власть и самоуправление как основные категории анализа и функционирования политического управления современными государствами.
Данное научное исследование осуществляется в рамках поиска новой парадигмы мышления, способной на междисциплинарном уровне исследовать место и роль власти и самоуправления в процессе политического управления современными обществами. Кризис науки и всей мировой политической практики свидетельствует о необходимости поиска новой методологии исследования, в качестве которой предлагается теория и методология сложных систем, разработанная И. Пригожиным. Данная методология предполагает высокую вероятность непрогнозированных исходов, усиление роли человека и человеческого фактора в политическом процессе, что и стало основой для разработки социогуманистической парадигмы мышления. Данная работа является примером научно-исследовательской работы, выполненной в рамках новой парадигмы и методологии исследования.
Историко-политологический анализ развития политических практик управления обществом и эволюции общественно-политической мысли свидетельствует о том, что еще на ранних этапах развития общества люди понимали необходимость разделения власти и самоуправления в процессе управления государственным образованием, однако, всегда подчеркивали необходимость взаимодействия между ними. Различные эпохи, опираясь на исторические особенности и реалии времени, по-разному расставляли акценты в данном соотношении. В эпоху Нового времени, когда утверждаются институты местного самоуправления и появляются первые идейно-политические течения, наблюдается постепенное усиление роли самоуправления в процессе управления государством. Все концепции местного самоуправления, разработанные в Новое время, признавали важность взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, а такое идейно-политическое течение как анархизм выступало за упразднение государственных форм власти, усматривая в них проявления насилия, и установление различных форм самоуправленческой деятельности населения.
Современная эпоха, которая характеризуется глобализационными процессами и популяризацией демократии как способа жизни и формы правления, приводит к необходимости разграничивать политическое и государственное управление. Политическое управление включает в себя государственное, а также весь спектр институтов гражданского общества, актуализируя тем самым самоуправленческие процессы и ставя их во главу модели политического управления современными политическими образованиями.
Современный политический процесс неминуемо ограничивается территориальными рамками. Страново-государственный подход, где единицей измерения признавалось государство, в период глобализации все более уступает место региональному уровню, способному включить в себя все проявления общественно-политической и экономической жизни. В качестве универсальной модели территориального измерения современного политического процесса предложено концепцию ворот в глобальный мир.
Любое политическое управление должно опираться на научно-теоретическую базу. В качестве таковой признается принцип разделения властей, который проявляется и в горизонтальном, и в вертикальном аспекте управленческого процесса. В качестве теоретической основы практической реализации модели политического управления, предполагающей вертикальное взаимодействие власти самоуправления, признано целый спектр принципов, среди которых наиболее весомыми являются принцип децентрализации власти, а также принципы субсидиарности, соборности, контроля и т.д.
На основе полученных результатов разработано теоретическую модель политического управления современным государством, основанную на принципе разделения властей и предполагающую взаимодействие власти и самоуправления на всех уровнях политического управления. Так на национальном уровне предложено усилить роль государственной власти, на региональном уровне – сбалансированность, сотрудничество и взаимодействие власти и самоуправления, а на местном – усиление роли самоуправленческих процессов.
Thesis to obtain the scientific degree of Doctor of Political Science after speciality 23.00.02 – Political institutes and processes. – Odessa National Law Academy, Odessa, 2009.
The relationship between power and self-government as the basis for creation the optimal model for political governance of countries is considered in the Paper.
Historical and political analyze have shown us that all times and political practices from over the world recognize necessity of relationship between power and self-government. Since the New time to our days the role and place of self-government are needed have strengthen in the process of political board a state.
The theory model of political governance for modern country is received by conclusions of this researching. It’s based to of interaction ruling power and self-government. The mechanism of it implementation is based of decentralization, subsidization, integration, control, etc. The model predicts strengthening role of power on the national level, collaboration between power and self-government to regional and strengthen self-government – at the local level.