Місце та роль самоврядних процесів в демократизації сучасного українського суспільства

Завантаження...
Ескіз

Дата

2008

Автори

Осипов, Андрій Валерійович
Осипов, Андрей Валерьевич
Osipov, Andrey V.

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Анотація

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук за спеціальністю 23.00.02 – політичні інститути і процеси. – Одеська національна юридична академія, Одеса, 2008. В дисертації доводиться провідна роль самоврядного процесу в демократизації сучасного українського суспільства. Аналіз самоврядного процесу проводиться за тими критеріями, що розроблені політичною теорією для дослідження політичних процесів (сфера функціонування, коло акторів, форми їх функціонування та взаємодій). Аналізується потенціал і статус акторів самоврядного процесу, що представлені усім спектром – від аномічних до інституціоналізованих, серед яких найбільш впливовими є територіальна громада як самостійний актор та органи самоврядування як спеціально створена громадою система органів політичного управління. Місцеве самоврядування розглядається як сфера функціонування самоорганізаційних та самоврядних, політичних за змістом процесів. Це дозволило провести різницю між термінами «самоорганізація» та «самоврядування», виявити залежність між ними та визнати їх як основу демократизації політичної системи влади та всього сучасного українського суспільства.
Диссертация на соискание научной степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты и процессы. – Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2008. В диссертации рассматривается самоуправленческий процесс как вид политического процесса, к анализу которого применяются разработанные политической теорией критерии, такие как: сфера функционирования, круг акторов, формы их функционирования и взаимодеятельности и т.д. Автор сосредоточивает свое внимание на местном самоуправлении как сфере реализации и территориальных границах самоуправленческого процесса в Украине, поскольку действующее законодательство закрепляет за территориальной громадой исключительное право на самоуправление. Местное самоуправление рассматривается в двух аспектах: как системное общественное явление и как организационно-структурированный институт. В первом случае речь идет о самоорганизационных процессах и характеризует самоуправленческий процесс как социальный, а во втором – местное самоуправление выступает как сфера реализации политических прав местного населения на самоуправление, то есть характеризует самоуправленческий процесс как политический. При этом акцентируется внимание на том, что оба эти аспекта дополняют друг друга на практике и позволяют определить самоуправленческий процесс как основу демократизации не только политической системы современной Украины, но и всего украинского общества. Проводится различие между терминами «самоорганизация» и «самоуправление», поскольку в первом случае речь идет сугубо о социальных аспектах жизнедеятельности людей, а второе понятие указывает на политический аспект данной самоорганизации, которая на порядок выше по уровню развития общественного сознания, но в своей основе имеет именно самоорганизационные начала. Анализируются потенциал и статус акторов самоуправленческого процесса, которые представлены всем спектром – от аномичных до институционализованных, среди которых наиболее весомыми являются территориальная громада как самостоятельный фактор и органы самоуправления как специально созданная громадой система органов политического управления. Исследуются все возможные формы и способы функционирования акторов самоуправленческого процесса, среди которых прямые формы волеизъявления граждан признаются определяющими при анализе политического процесса как самоуправленческого. При этом акцентируется внимание автора на том, что политико-правовые недостатки функционирования основных демократических институтов, например, референдума и выборов, негативно сказываются не только на самоуправленческом процессе, но и на всем процессе демократизации украинского общества. В работе подчеркивается, что в условиях современного глобализированного мира самоуправленческим процессам отводится ведущая роль в становлении демократии, при этом внутри самоуправленческого процесса изменяется не только потенциал и статус акторов в сторону усиления роли институтов гражданского общества и снижения роли органов власти в нем, но и характер взаимодействия между основными акторами. Как основная и предпочтительная модель взаимоотношений и взаимодействия акторов самоуправленческого процесса признается социально-политическая сеть, которая базируется на принципах горизонтальных связей, творческой активности своих акторов, духе сотрудничества и самоорганизации. Проведенное исследование позволило выявить резервы для дальнейшего усовершенствования функционирования самоуправленческого процесса в социально-политической жизни современного украинского общества. Среди них можно выделить такие два резерва, как содействие становлению органов самоорганизации населения и внедрение самоуправленческих процессов в управление большими организациями. Органы самоорганизации населения основываются на социальной потребности населения в самоорганизации и в перспективе смогут стать школой демократии на местном уровне, а параллельная демократизация всех сфер жизнедеятельности человека путем внедрения самоуправленческих процессов в структуру управления данной сферой или конкретной организацией поспособствует формированию активной личности, способной к самоуправлению и жизнедеятельности в условиях демократии.
Thesis to obtain the scientific degree of Candidate of Political Science speciality 23.00.02 – Political institutes and processes. – Odessa National Law Academy, Odessa, 2008. The leading part of self-governmental process in the democratization of the modern Ukrainian society is considered in the thesis. There are all criteria’s, that the political theory proposed to research political processes (sphere of realization, actors, forms of their activities and interfaces) used for analyzing the self-governmental process. The potential and the status of actors of self-administrative process which are submitted by all spectrum – from anomic up to institutional, among which the most powerful are a territorial bulk as the independent actor and self-government institutions as system of bodies of political management specially created by a bulk are analyzed. The local self-government is being assessed as sphere of self-organizational and self-governmental, which is a political by nature, processes. This helps pass difference between terms «self-organization» and «self-government», find depending between them and to recognize their as basis of democratization political system of power and a mere of the Ukrainian society.

Бібліографічний опис

Осипов А. В. Місце та роль самоврядних процесів в демократизації сучасного українського суспільства : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / А. В. Осипов; кер. роботи С. М. Наумкіна; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2008. – 17 с.

Ключові слова

самоврядний процес, самоорганізація, місцеве самоврядування, територіальна громада, демократія, демократизація, політичний актор, мережа, самоуправленческий процесс, самоорганизация, местное самоуправление, территориальная громада, демократия, демократизация, политический актор, сеть, self-governing process, self-organization, local self-government, community, democracy, democratization, political actor, network

Цитування

Осипов А. В. Місце та роль самоврядних процесів в демократизації сучасного українського суспільства : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / А. В. Осипов; кер. роботи С. М. Наумкіна; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2008. – 17 с.

Зібрання