Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора політичних наук за спеціальністю 23.00.02 – політичні інститути та процеси. – Одеська національна юридична академія, Одеса, 2005.
У дисертації здійснено комплексне дослідження особливостей державної політики в галузі формування, ефективного використання і правового регулювання інформаційного ресурсу України. З’ясовано роль держави в регулюванні інформаційної діяльності в умовах становлення інформаційного суспільства та докорінних суспільних трансформацій. Визначено зміст і обсяг поняття “інформаційний суверенітет держави”, а також основні завдання щодо забезпечення інформаційного суверенітету Української держави.
Здійснено класифікацію національних інтересів у інформаційній сфері за їх суб’єктами. Визначено сутність, мету, об’єкти, завдання державної інформаційної політики в сучасних умовах, а також принципи, напрями й особливості діяльності органів державної влади щодо ефективного управління інформаційним ресурсом України. Сформульовано основні напрями оптимізації організаційної структури органів влади, які відповідають за інформаційну сферу, їхні функції та повноваження.
Створено концепцію правового регулювання використання інформаційного ресурсу з метою забезпечення ефективного функціонування інформаційної сфери держави, її інтеграції у світовий інформаційний простір.
Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты и процессы. – Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2005.
В диссертации осуществлено комплексное исследование особенностей государственной политики в области формирования, использования и правового регулирования информационного ресурса Украины.
Впервые в политологическом контексте обоснован вывод о взаимообусловленности тенденций утверждения информационного общества, прежде всего в сфере политики, и усиления роли государства как гаранта обеспечения преимуществ позитивной свободы (благосостояния, получения знаний, информации, реализации политических интересов).
Существенно уточнено понятие информационного суверенитета государства. Доказано, что важнейшим вопросом обеспечения информационного суверенитета государства является определение внешних и внутренних угроз, которыми для Украины выступают непрозрачность между¬народного информационного пространства, децентрализация контроля за информационной деятельностью, информационная экспансия других стран, использование информационной инфраструктуры для транзита массивов информации через границы государства.
В диссертации сформулировано понятие национальных интересов как признанной государством и обеспеченной правом сбалансированной совокупности интересов личности, общества и государства, реализация которой является гарантией существования, безопасности и стабильного развития нации. Показано, что государство при этом выполняет роль консолидатора нации, и деятельность его по обеспечению национальных интересов должна осуществляться по определенному алгоритму в несколько последовательных этапов. Осуществлена классификация национальных интересов в информационной сфере. Охарактеризованы особенности этих видов национальных интересов в информационной сфере.
В работе определены сущность, цель, принципы, объекты, задачи государственной информационной политики Украины, ее особенности в условиях перехода к информационному обществу. Сформулированы основные принципы и направления деятельности органов государственной власти по формированию информационного общества, оптимизации информационного пространства и вхождения Украины в мировое информационное сообщество.
Охарактеризованы основные направления и приоритеты правового регулирования функционирования информационного ресурса. Концептуализирована система управления и защиты информационного ресурса Украины. Определена стратегия управления национальным информационным ресурсом: формирование рынка информационных продуктов и услуг, научного, материально-технического, финансового и трудового потенциала производства информационных продуктов и предоставления информационных услуг; совершенствование информационной инфраструктуры, ее организационно-правовых основ, развитие отечественной базы информационно-телекоммуникационных технологий для информационной деятельности в научно-технической сфере, системы защиты объектов интеллектуальной собственности при осуществлении трансфера технологий.
Определено понятие информационного ресурса и его важнейшие признаки. В соответствии с классификацией информационных ресурсов по источникам и цели создания, а также по специфике деятельности пользователя и потребителя осуществлена классификация видов и категорий информационных ресурсов.
Определены функции государственного управления информационной сферой и задачи политики в области управления информационным ресурсом, а также структура организационно-правовой системы управления информационным ресурсом Украины.
Thesis for obtaining the scientific degree of Doctor of Science (Politics), speciality 23.00.02 – political institutes and processes. – Odessa National Law Academy, Odessa, 2005.
The author presents the complex investigation of state politics in the field of formation, effective employment and legal regulation of Ukraine’s information resource. The thesis clarificates the role of state in the informational activities regulation in the context of informational society formation and deep social transformations. It constructs the sense and scope of term “informational sovereignity of a state”, so main assignments to assure the informational sovereignity of Ukraine.
Thesis gives the classification of national interests in the informational sphere correspond to its subjects. The author defined the sense, goal, principles, objects, tasks of state informational politics in the current conditions. Based on the analysis of large scope of factual materials about functioning of bodies of legislative and executive state power in Ukraine in the informational sphere, the thesis defines the principles, directions and peculiarities of state power bodies activities on effective Ukraine’s information resource management. It formu¬lates the main directions of optimizing of organizational structure of state bodies responsible for informational sphere, of their functions and authorities.
The author created the concept of legal regulation on information resource functioning with the object to assure the effective functioning of national information sphere, its integration to worldwide informational and political-legal space.