In this article I argue that the increasingly three-sided competition for influence – between Russia, China and the West in and over Ukraine – has created a new space for autonomous decision making and can increase Ukraine’s own agency when it comes to strategic geopolitical and geo-economic choices in its foreign policy. Relying on competition theory to determine competitive influence-seeking policies of great powers and strategies of smaller states, I propose a ‘smart leadership’ strategy for Ukraine, aimed at the management of its status in the Russia-China-West triangle. In the first part of article, I outline Ukraine’s national interests. This is followed by a consideration of the geopolitical and geo-economic environment in which Ukraine has operated until recently before I detail the changes in this environment that are related to the increased economic significance that China has assumed for Ukraine. In the second part, I consider what smart leadership would look like if Ukraine were to escape its current dual entrapment of positioning of a small state in the geopolitical competition of great powers.
У цій статті я стверджую, що підсилена тристороння конкуренція за вплив –
між Росією, Китаєм і Заходом в Україні і над нею – створила новий простір для
автономного прийняття рішень і може посилити власний вплив України, коли
справа доходить до стратегічних геополітичних і географічних питань, економічного вибору у зовнішній політиці. Спираючись на теорію конкуренції для
визначення конкурентної політики прагнення до впливу великих держав і стратегій малих держав, я пропоную стратегію “розумного лідерства” для України,
спрямовану на управління її статусом у трикутнику Росія – Китай – Захід. Малі
держави з сильними демократичними інститутами можуть скористатися конкуренцією між великими державами для підвищення конкурентоспроможності та
стійкості своєї економіки. У першій частині статті окреслюються національні
інтереси України. Далі слідує розгляд геополітичного і геоекономічного середовища, в якому Україна діяла до недавнього часу, перед докладним освітленням
змін у цьому середовищі, які пов’язані зі збільшеним економічним значенням,
яке Китай набув для України. У другій частині статті розглядається, як могло
б виглядати розумне керівництво, якби Україна вирвалася з нинішньої подвійний пастки позиціонування малої держави у геополітичному змаганні великих
держав. В якості завдань розумного керівництва названі: зміцнення внутрішніх
демократичних інститутів в Україні, співпраця з BRI під егідою Платформи взаємодії між ЄС і Китаєм та відмінність співпраці з BRI і “справедливої торгівлі”
з Китаєм. Також стверджується, що розвиток відносин України з Китаєм не відбувається ізольовано від її відносин з Росією або незалежно від відносин між
Росією і Китаєм. Позитивні відносини з Китаєм, в яких обидві сторони зацікавлені у взаємній вигоді та визнають свої відповідні обмеження, також забезпечать
Україні сильнішу позицію відносно Росії.
В этой статье я утверждаю, что усиливающаяся трехсторонняя конкуренция за влияние – между Россией, Китаем и Западом в Украине
и над ней – создала новое пространство для автономного принятия решений и может усилить собственное влияние Украины, когда дело доходит до стратегических геополитических и географических вопросов, экономического выбора во внешней политике. Опираясь на теорию конкуренции для
определения конкурентной политики стремления к влиянию великих держав
и стратегий малых государств, я предлагаю стратегию “разумного лидерства” для Украины, направленную на управление ее статусом в треугольнике Россия – Китай – Запад. Малые государства с сильными демократическими институтами могут воспользоваться конкуренцией между великими
державами для повышения конкурентоспособности и устойчивости своей
экономики. В первой части статьи очерчиваются национальные интересы
Украины. Затем следует рассмотрение геополитической и геоэкономической
среды, в которой Украина действовала до недавнего времени, перед подробным освещением изменений в этой среде, связанных с возросшим экономическим значением, которое Китай приобрел для Украины. Во второй части
статьи рассматривается, как могло бы выглядеть разумное руководство,
если бы Украина вырвалась из нынешней двойной ловушки позиционирования малого государства в геополитическом соревновании великих держав.
В качестве задач разумного руководства названы: укрепление внутренних
демократических институтов в Украине, сотрудничество с BRI под эгидой
Платформы взаимодействия между ЕС и Китаем и различие сотрудничества
с BRI и “справедливой торговли” с Китаем. Также утверждается, что развитие отношений Украины с Китаем не происходит изолированно от ее отношений с Россией или независимо от отношений между Россией и Китаем.
Позитивные отношения с Китаем, в которых обе стороны заинтересованы
во взаимной выгоде и признают свои соответствующие ограничения, также
обеспечат Украине более сильную позицию по отношению к России.