Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук за спеціальністю 23.00.02 — політичні інститути та процеси. — Одеська національна юридична академія, Одеса, 2008.
У дисертації визначено позиції представників політичної та правової науки, які характеризують різні аспекти міжнаціональних відносин поліетнічних держав. Уточнено та систематизовано типологізацію прав національних меншин. Удосконалено шляхи і способи приведення норм поточного законодавства з питань статусу національних меншин у відповідність до міжнародно-правових стандартів Здійснено аналіз процесів формування ефективної політики щодо прав національних меншин.
Обгрунтовано необхідність формування чіткого державного механізму забезпечення прав національних меншин. Доведено негативний вплив на подальший розвиток політичного та законодавчого процесу поступового ослаблення державного інституціонального забезпечення управління у сфері міжнаціональних відносин в Україні. Запропоновано рекомендації щодо подальшого вдосконалення соціальної практики з проблем міжнаціональних відносин та політико-правових засад забезпечення прав національних меншин.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 — политические институты и процессы. — Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2008.
Диссертация посвящена проблеме межнациональной толерантности в политическом процессе современной Украины. В ней определены позиции представителей политической и правовой науки относительно проблем формирования общепризнаных стандартов в исследуемой сфере, которые характеризуют разные аспекты межнациональных отношений полиэтнических государств.
Получило дальнейшее развитие политическое понимание термина «толерантность» и «межнациональная толерантность». Определено, что толерантность представляет собой первый уровень позитивных взаимоотношений, которые образуют триаду: толерантность — уважение — сотрудничество, поэтому для достижения большей гармонии в обществе необходимо достижение позитивных взаимоотношений на всех уровнях личностной, социальной и политической жизни. Толерантность объективно необходима как обязательное регулятивное средство, как многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества и социального сознания, что позволяет рассматривать ее как структурообразующий компонент в организации общества. Межнациональная толерантность — это специфическая черта национального характера, которая проявляется в терпимости и оценке национального ― «они», равнозначному «мы».
С политологической точки зрения толерантность рассматривается как разновидность взаимодействия и взаимоотношений между разными сторонами — индивидами, социальными группами, политическими партиями, государствами, в которых стороны проявляют терпимость к разнице во взглядах, представлениях, позициях и действиях. В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, деятельность опозиции в рамках конституции, способность достойно принимать поражение в политической борьбе.
Уточнена и систематизирована типологизация прав национальных меньшинств, которые представляют собой сложную систему, включающую институциональную, процессуальную и правовую составляющие.
Осуществлен анализ процесса формирования социальных, международно-правовых норм, а также законодательства Украины относительно прав национальных меншинств, который позволил сделать вывод о двойственности современного состояния правовых основ и организационных условий защиты прав национальных меньшинств в Украине. Эта двойственность проявляется прежде всего в том, что, с одной стороны, в нормах и положениях политико-правовых и юридических актов Украины отображены практически все права национальных меньшинств, предусмотреные международно-правовыми документами, а, с другой — не все они имеют механизмы реализации, некоторые же на протяжении многих лет не исполняются или исполняются органами государственной власти лишь частично. Выявлено негативное влияние на дальнейшее развитие национального законодательства отсутствия некоторых определений в нормативно-правовых актах, а также неоднозначных, нечетких, несоответствующих современным требованиям определений ряда ключевых терминов, что обусловливает неопределенность самих субъектов межнациональных правоотношений.
Обоснована некорректность сопоставления, а также ранжирования индивидуальных и коллективных прав национальных меньшинств, так как это является неконструктивным с точки зрения формирования политической нации и социального общества, а также обеспечения национального единства и территориальной целостности полиэтнических государств. Наиболее оптимальным представляется путь признания и обеспечения прав национальных меньшинств как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.
Доказана необходимость формирования четкого государственного механизма обеспечения прав национальных меньшинств, который включает систему организационных форм, принципов, норм и отношений. Выявлено негативное влияние на дальнейшее развитие политического и законодательного процессов, а также на правозащитную практику в сфере обеспечения прав национальных меньшинств постепенного ослабления государственного институционального обеспечения управления в сфере межнациональных отношений в Украине. Результатом этого процесса является то, что на сегодняшний день большинство структурных элементов национального механизма обеспечения прав национальных меньшинств работают как совещательные органы, которые не имеют ни финансовых, ни организационных ресурсов для реализации своих инициатив.
Предложен ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию политико-правовых основ обеспечения прав национальных меньшинств и социальной практики по проблемам межнациональных отношений.
The dissertation for obtaining of scientific degree of the candidate of political sciences under speciality 23.00.02 — Рolitical institutes and processes. — Тhe Odessa national law academy, Odessa, 2008.
In the dissertation positions of representatives in the field of political and legal science which characterise different aspects of international relations of the polyethnic states are advanced. It is specified and systematised the typologization of stages of development of process for minority protection in international law, and also typologization of the rights of national minorities. The analysis of processes of formation of social, international legal norms and also of legislation of Ukraine concerning rights of the national minorities is carried out,.
Necessity of formation of an accurate governmental mechanism for securing of the rights of national minorities was grounded. Negative influence of gradual easing state institutional management securing in sphere of international relations in Ukraine on the further development of political and legislative process is proved. Recommendations concerning further improvement of social practice in problems of international relations and political and legal principles of securing of the rights of national minorities are offered.