Автореферат на здобуття наукового ступеня кандитата політичних
наук за спеціальністю 23.00.02 - політичні інститути та процеси. - Одеська
національна юридична академія. Одеса, 2009.
Одержали подальший розвиток поняття «електоральний простір» і
«електоральний ландшафт».
Доведено наявність процесу маркетизації як фактору трансформації
електорального простору в різних країнах, у тому числі й в Україні.
Обгрунтовано, що, з огляду на неоднозначність ситуації із
соціально-політичними розмежуваннями в західних країнах, тим більш
проблематичним є безумовне застосування теорії розмежувань до
структурування електорального простору посткомуністичних суспільств.
Проаналізовано політичну практику, що поставила під сумніви багато
положень класичної теорії розмежувань.
Виявлено основні сучасні соціальні розмежування в Україні.
Обгрунтовано, що перенасичення електорального простору суб'єктами
електорального процесу свідчить про кризовий стан партійної системи
України.
Автореферат на соискание научной степени кандидата политических
наук по специальности 23.00.02 - политические институты и процессы.
Одесская национальная юридическая академия. Одесса, 2009.
Получили дальнейшее развитие понятия «электоральное пространство»
и «электоральный ландшафт».
Аргументировано, что трансформация электорального пространства,
сутью которой является изменение его структуры, происходит в
результате каждой последующей избирательной кампании и после
которой определяются доминирующие центры, приближенные к власти (центры элитогенеза), и подчиненные периферии, от власти
оттесненные.
Показано, что применение избирательных технологий для достижения
политических целей кандидатов и сил, стоящих за ними, формируют
у значительной части избирателей представление о демократическом
институте выборов, как о механизме «выторговывания» у кандидатов
максимально возможных действий по решению конкретных социально-экономических проблем локального масштаба. Одновременно происходит
массовое разочарование в функциях артикулирования и агрегирования
субъектами избирательного процесса интересов различных социальных
групп.
Выявлено, что использование информационных технологий стало
одним из факторов, способных поставить под сомнение роль выборов
в современном информационном обществе как бесспорного критерия
демократичности.
Доказано наличие процесса маркетизации как фактора трансформации
электорального пространства в разных странах, в том числе и в Украине.
Его особенностью стало возникновение невиданного по масштабам (в том числе для западных демократий) рынка электората. Однако, рынок не
гарантирует соревновательной политики., которая предполагает наличие
действенных правил, определенного уровня справедливости соревнования,
что невыполнимо без взаимного доверия участников.
Обосновано, что, учитывая неоднозначность ситуации с социально-политическими размежеваниями в западных странах, тем более
проблематично безусловное применение теории размежеваний к
структурированию электорального пространства посткоммунистических
обществ.
Проанализирована политическая практика, которая поставила
под сомнения многие положения классической теории размежеваний.
Аргументировано, что партии создавались в соответствии не со
структурными размежеваниями, а с шансами на получение власти. Выявлены основные современные социальные размежевания в
Украине, которые особенно проявились во время выборов 2006 г.:
1) между сверхбогатым меньшинством и бедным большинством, что
является основным структурообразующим современную украинскую
политику размежеванием; 2) ментальные различия, которые традиционно
проходят по границе Запад - Восток.
В результате исследования украинского электорального пространства
выявлено, что его основные акторы воспринимаются массовым сознанием
через призму базовых идейно-политических ориентаций, которые можно описать тремя двухполюсными осями: «коммуно-социалисты
(левые) - «демократы (правые)»; «пророссийски ориентированные» - «прозападно ориентированные»; «ориентированные на поддержку власти»
- «ориентированные на поддержку оппозиции».
Обосновано, что перенасыщение электорального пространства
субъектами электорального процесса свидетельствует о кризисном
состоянии партийной системы Украины. Характерным признаком
процесса партстроительства стало появление множества политических
образований (протопартий), не представляющих интересы социальных
слоев общества, а являющихся высокотехнологическими избирательными
проектами.
The author's abstract on obtaining the scientific degree of candidate of
political sciences on the speciality 23.00.02 - political institutes and processes.
- Odessa National Academy of
Law.
Odessa, 2009.
It was getting the further development of concepts: "electoral space" and
"an electoral landscape".
The presence of the process of marketing as a factor of the
transformation of electoral space in different countries, including Ukraine,
is proved.
It is proved that considering ambiguity of a situation with sociopolitical
delimitations in the western countries, unconditional application of the theory
of delimitation to structurization of electoral space of post communist societies
is especially problematic.
Political practice which has put under doubts many positions of the
classical theory of delimitation is analysed.
The principal modern social delimitations in Ukraine are revealed.
It is proved that the glut of electoral space by the subjects of the
electoral process testifies about the crisis state of Party system of Ukraine.