Процес гуманізації як основа реформування системи вищої освіти України

Show simple item record

dc.contributor.advisor Кормич Людмила Іванівна
dc.contributor.author Третьякова, Тетяна Миколаївна
dc.contributor.author Третьякова, Татьяна Николаевна
dc.contributor.author Tretyakova, Tatiana M.
dc.date.accessioned 2015-08-14T11:59:16Z
dc.date.available 2015-08-14T11:59:16Z
dc.date.issued 2014
dc.identifier.citation Третьякова Т. М. Процес гуманізації як основа реформування системи вищої освіти України. : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / Т. М. Третьякова; кер. роботи Л. І. Кормич; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2014. – 19 с. ru_RU
dc.identifier.uri http://hdl.handle.net/11300/1749
dc.description Третьякова Т. М. Процес гуманізації як основа реформування системи вищої освіти України. : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / Т. М. Третьякова; кер. роботи Л. І. Кормич; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2014. – 19 с. ru_RU
dc.description.abstract Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук за спеціальністю 23.00.02 - політичні інститути та процеси. - Національний університет «Одеська юридична академія», Одеса, 2014. Дисертація присвячена аналізу місця та ролі гуманістичних засад в освітньому процесі крізь призму політичних явищ та процесів. Визначено, що гуманізація вищої освіти є однією з ключових умов гуманізації не тільки суспільства, а й політичного процесу шляхом впровадження критеріїв «людського виміру» в діяльності політичних інститутів. Саме через систему освіти відбувається процес політичної соціалізації, професіоналізації індивіда, в даній структурі людина засвоює норми, правила і цінності культури суспільства. Обґрунтовано, що фундамент концепції розвитку системи вищої освіти складають параметри потенціалу суспільства, заснованого на гуманістичних засадах. Подальшого розвитку набула теорія гуманізму як суспільно-політична концепція розвитку суспільства; окреслено характеристику інтеграційних процесів у сфері вищої освіти, уточнено параметри та співвідношення різноманітних факторів, які обумовлюють впровадження гуманізму в систему вищоїосвіти; визначені показники розвитку суспільства, пов'язані з функцією вищої освіти з формування політичної еліти. Обгрунтовано, що інтегративним показником ступеня розвиненості суспільного організму і політичного процесу виступає рівень гуманізації, тобто становище особистості: її економічний, політичний та соціальний статус; рівень задоволення її матеріальних і духовних потреб. ru_RU
dc.description.abstract Диссертация на соискание научной степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 - политические институты и процессы. - Национальный университет «Одесская юридическая академия», Одесса, 2014. Диссертация посвящена изучению процесса гуманизации в системе высшего образования Украины. В работе определены место и роль гуманистических начал в образовательном процессе через призму политических явлений и процессов. Образование является сферой, где происходит духовное формирование человека, которое должно быть наполнено гуманистическим содержанием. Гуманизация высшего образования является одним из ключевых условий гуманизации общества, политического процесса путем деятельности политических институтов, ориентированной на показатели и критерии «человеческого измерения». Через систему высшего образования, происходит процесс политической социализации, профессионализации индивида, в данной структуре человек усваивает нормы, правила и ценности культуры общества, формируется политическая элита, определяющая направленность политических трансформаций общества. Обосновано, что фундаментом концепции развития высшего образования являются главные параметры потенциала гуманного общества. Гуманистический потенциал общества определяется как совокупность возможностей, которые создаются для наиболее полного проявления творческой сущности человека. В работе дается характеристика интеграционных процессов в сфере высшего образования, к основным признакам которой можно отнести: возрастание открытости; снятие национальных, социальных, территориальных ограничений доступности качественного образования; повышение мобильности, как высококвалифицированных преподавательских кадров, гак и выпускников высших учебных заведений. Указывается, что обеспечение необходимого уровня открытости национальной системы образования является необходимым условием ее адаптации к реалиям интеграции и достижения технологической, экономической и духовной конкурентоспособности Украины в глобализированном образовательном поле. Анализируются различные модели систем образования и образовательного процесса и делается вывод, что оптимальной является модель, ориентированная на развитие, совершенствование, самореализацию и раскрытие творческого потенциала человека. Также в работе дается характеристика соотношения факторов, обуславливающих внедрение гуманизма в систему высшего образования для эффективного взаимодействия управляющих и управляемых субъектов в сфере обучения и воспитания, адаптации и социализации, профессиональной подготовки и обеспечения' конкурентоспособности специалистов на разных уровнях. Обосновано, что интегративным показателем степени развитости общественного организма и политического процесса выступает уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономической, политической и социальной свободы; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей. Дальнейшее развитие получила теория гуманизма, как общественно- политическая концепция развития общества. Определено, что гуманизация является процессом, целенаправленной деятельностью институтов социума, прежде всего системы образования, по утверждению гуманистических ценностей в мировоззрении, во взаимоотношениях индивидов между собой и к самому себе, в деятельности и отношениях человека к окружающей социальной и природной среде.
dc.description.abstract Thesis for the Ph. D. degree in political science, specialty 23.00.02 - political institutions and processes. - National University «Odessa Law Academy», Odessa, 2014. Thesis deals with the process of humanization, in terms of higher education in Ukraine. The place and role of humanistic principles in the educational process through the prism of political phenomena and processes are defined. Education is an area where there is spiritual formation of man, which must be filled with humanistic content. Humanization of higher education is one of the key conditions for the humanization of not only society, but also the political process through political institutions, because it is through the education system is the process of political socialization, professionalization of the individual, and it is in this structure, a person learns the norms, rules and values of a society's culture. It is proved that the foundation of the concept of development of higher education are the main parameters of the potential of the society, which is based on humanistic principles. In this case, the humanistic potential of a society is defined as a set of features that will appear in the appropriate conditions for the fullest manifestation of the essence of man.
dc.language.iso other ru_RU
dc.subject вища освіта ru_RU
dc.subject освітній процес ru_RU
dc.subject гуманізація ru_RU
dc.subject гуманітаризація ru_RU
dc.subject управління системою освіти ru_RU
dc.subject політика в сфері освіти ru_RU
dc.subject высшее образование ru_RU
dc.subject образовательный процесс ru_RU
dc.subject гуманизация ru_RU
dc.subject гуманитаризация ru_RU
dc.subject управление системой образования ru_RU
dc.subject политика в сфере образования ru_RU
dc.subject higher education ru_RU
dc.subject educational process ru_RU
dc.subject humanization ru_RU
dc.subject educational management ru_RU
dc.subject education policy ru_RU
dc.title Процес гуманізації як основа реформування системи вищої освіти України ru_RU
dc.type Other ru_RU


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record