Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук
за спеціальністю 12.00.02 - конституційне право. - Одеська державна юридична академія, Одеса, 1999.
В дисертації надана концепція взаємодії двох центрів публічної влади на рівні місцевого управління. Проаналізовані основні етапи розвитку системи місцевого управління, конституційні основи компетенції місцевих органів публічної влади. Сформульовані основи розмежування їх предметів відання.
Розкриті конституційні принципи, на основі яких повинна здійснюватися спільна діяльність публічно-владних структур з метою ефективного управління територіями.
Надана характеристика координаційному, субординаційному і реординаційному видам взаємодії, а також їх організаційно-правовим формам.
Диссертация в форме рукописи на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12-00.02 - конституционное право. - Одесская государственная юридическая академия, Одесса, 1999.
В диссертации представлена концепция взаимодействия двух центров публичной власти на уровне местного управления - местных органов исполнительной власти (местных государственных администрации) и органов местного самоуправления. Проанализированы основные этапы становления и развития системы местного управления в Украине, начиная с попытки создания местного самоуправления (в его классическом понимании) в условиях СССР (1990 г.) и принятия Закона УССР от 7 декабря
1990 г. "О местных Советах народных депутатов Украинской ССР н местном самоуправлении" до современного этапа реформирования публичной власти на местах.
Взаимодействие местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляется в ходе реализации этими органами своей компетенции. В работе дана характеристика собственным и делегированным полномочиям органов местного управления (самоуправления), рассмотрена их правовая природа. На основании анализа конституционных норм сформулированы функции органов местного управления
(управленческая как основная, интеграционная для всей системы местного управления, организационно-учредительная, контрольная, бюджетно-финансовая, нормотворческая, информационная и т.д.).
Сформулировав базовые начала, исходные идеи и положения,
формирующие основу организации механизма взаимодействия местных органов управления (самоуправления). Конституционное закрепление различных
направлений деятельности этих органов дает возможность выработать эффективную модель соотношения их компетенции, в основу которой положена различная правовая природа органов, осуществляющих публичную власть (управление) на местах, выделение "вопросов местного значения" и вопросов общегосударственного значения, необходимость сочетания местного и государственного интересов, принцип централизации и децентрализации в государственном управлении, концентрации местной
публичной власти, конституционная обязанность органов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления действовать на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Помимо основного принципа взаимодействия местных органов управления (самоуправления) разграничение и законодательное закрепление самостоятельных предметов
ведения этих двух центров публичной власти на местах, раскрываются принципы взаимной поддержки, взаимного делегирования полномочий в целях осуществления ими эффективного управления.
В качестве самостоятельного принципа представлена возможность судебного урегулирования споров и разногласий между рассматриваемыми структурами, анализируется роль и значение административной юстиции в этой сфере.
Исследование типологизации управленческих отношений, складывающихся в процессе взаимодействия публично-властных структур на местном уровне, привело к выводу о том, что в зависимости от их характера
можно выделить виды взаимодействия, каждый
из которых обладает отличительными свойствами и особенностями. Приводится научно-теоретический анализ координационного, субординационного и реординационного
видов взаимодействия и их типов.
Видам взаимодействия соответствуют организационно-правовые формы. Законодательно закрепленная система организационно-правовых форм
взаимодействия местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления обширна и достаточно гибка. Однако уровень peгламентации процессуально-процедурного порядка их применения не может удовлетворять практику. Предлагается законодательно закрепить
некоторые дополнительные формы, которые будут способствовать совершенствованию взаимодействия местных органов управления (самоуправления).
The dissertation for the Candidate of Science Degree (Law), speciality
12.00.02 - Constitutional Law. The Odessa State Law Academy, Odessa,
1999.
The dissertation presents the concept of interrelation between two centers
of public power on the local government (self-government) level. It analyses
the main
stages
of development of local government as a system, constitutional
basis
for
the competence of local bodies of public power. The present research
also gives the basis for distinguishing the subjects of their competence.
The dissertation reveals constitutional principles, which constitute the
basis for joint activities of bodies of power aiming at effective public
administration in the regions and on local level. The author distinguishes
several types of interrelations: coordination, subordination and reordination
as well as their organizational and legal forms.