Органи самоорганізації населення: порівняльно-правове дослідження
Завантаження...
Дата
2010
Автори
Мішина, Наталя Вікторівна
Мишина, Наталья Викторовна
Mishyna, Natalia V.
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Анотація
Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора юридичних наук
за спеціальністю 12.00.02 - конституційне право; муніципальне право.
- Одеська національна юридична академія, Одеса, 2010.
Дисертація є порівняльно-правовим дослідженням органів
самоорганізації населення в Україні і в зарубіжних країнах. Вивчено
природу органів самоорганізації населення (органів СОН), їх роль у
суспільстві, виявлено їх аналоги в зарубіжних країнах. Визначено, що
вони або включаються до муніципальної системи, або є інститутами
добровільного неприбуткового (третього)
сектора,
досліджено
ці
два сучасні
підходи до визначення місця органів СОН у суспільстві. Констатовано, що
в Україні органи СОН включено до системи місцевого самоврядування,
але зроблено висновок, що нині у нормативно-правових актах не існує
єдності щодо природи органів СОН, їх місця у суспільстві. Встановлено,
що це гальмує розбудову громадянського суспільства, розвиток системи
місцевого самоврядування і негативно впливає на розкриття потенціалу
органів СОН.
Із використанням засобів компаративістського дослідження визначено
й проаналізовано два можливі альтернативні напрямки подальшого
розвитку органів СОН в Україні і розроблено концепцію нормативно-
правового регулювання створення й функціонування органів СОН за
кожним із них. Для України запропоновано виключення органів СОН із
системи місцевого самоврядування.
Диссертация на соискание научной степени доктора юридических наук по специальности 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. - Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2010. Диссертация является сравнительно-правовым исследованием органов самоорганизации населения (органов СОН) в Украине и в зарубежных странах. Изучена природа органов СОН, их роль в обществе, предложена методика поиска объектов для компаративистского исследования органов СОН, с ее помощью выявлены их аналоги в зарубежных странах. Аргументировано, что подход к определению места органов СОН в обществе и к осуществлению нормативно-правовой регламентации их создания и деятельности зависит от того, какая теория о природе местного самоуправления преобладает в стране - государственная, общественная или общественно-государственная. При изучении этой взаимосвязи предложено выделять общественно-государственную теорию, тяготеющую к общественной теории, и общественно-государственную теорию, тяготеющую к государственной теории местного самоуправления. Выявлено, что в странах, которые используют государственную теорию местного самоуправления либо общественно-государственную теорию, тяготеющую к государственной теории, органы СОН являются элементом муниципальной системы. Для нормативно-правовой регламентации их создания и Деятельности характерным является ее осуществление преимущественно на местном уровне, с конкретизацией лаконичных нормы законов страны. Органы СОН функционируют по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». В странах, которые используют государственную теорию местного самоуправления либо общественно-государственную теорию, тяготеющую к общественной теории, органы СОН являются институтом третьего сектора общества. Для нормативно-правовой регламентации их создания и деятельности характерным является ее осуществление преимущественно на государственном уровне, актами парламента и центрального органа исполнительной власти - государственного регулятора в этой сфере. На местном уровне существуют лишь факультативные нормы, предусматривающие преимущественно налоговые льготы и создание иных благоприятных условий для существования и развития органов СОН. Органы СОН функционируют по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». Выявлено, что в Украине в настоящее время не существует единого подхода к определению природы органов СОН, их места в обществе. Это негативно сказывается на нормативно-правовой регламентации их создания и функционирования и на развитии системы местного самоуправления. На основании компаративистского исследования сформулированы предложения по развитию украинского законодательства об органах СОН в этих двух альтернативных направлениях. Указано, что более предпочтительным для Украины является исключение органов СОН из системы местного самоуправления.
The thesis for a doctor of Law Degree in the Specialty 12.00.02 - Constitutional Law; Municipal Law. - Odessa National Academy of Law, Odessa, 2010. The thesis is about comparative legal research of the self-organised local government bodies (SOLG bodies) in Ukraine and in foreign countries. Using the comparative legal approach, die author analyses two modem approaches to the definition of the place of SOLG bodies in a legal context. The author describes how foreign analogs of SOLG bodies are either an element of the system of local government, or a part of the voluntary non-profit sector. The author concludes that contemporary Ukraine does not have a single uniform approach to the definition of SOLG bodies. Such a lack has a negative effect on the legislation about SOLG bodies as well as on the development of the system of local government. Based on the foreign experience, proposals on how to develop the Ukrainian legislation, following each of these two approaches are given. However, the author recommends excluding SOLG bodies from Ukraine's system of local government.
Диссертация на соискание научной степени доктора юридических наук по специальности 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право. - Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2010. Диссертация является сравнительно-правовым исследованием органов самоорганизации населения (органов СОН) в Украине и в зарубежных странах. Изучена природа органов СОН, их роль в обществе, предложена методика поиска объектов для компаративистского исследования органов СОН, с ее помощью выявлены их аналоги в зарубежных странах. Аргументировано, что подход к определению места органов СОН в обществе и к осуществлению нормативно-правовой регламентации их создания и деятельности зависит от того, какая теория о природе местного самоуправления преобладает в стране - государственная, общественная или общественно-государственная. При изучении этой взаимосвязи предложено выделять общественно-государственную теорию, тяготеющую к общественной теории, и общественно-государственную теорию, тяготеющую к государственной теории местного самоуправления. Выявлено, что в странах, которые используют государственную теорию местного самоуправления либо общественно-государственную теорию, тяготеющую к государственной теории, органы СОН являются элементом муниципальной системы. Для нормативно-правовой регламентации их создания и Деятельности характерным является ее осуществление преимущественно на местном уровне, с конкретизацией лаконичных нормы законов страны. Органы СОН функционируют по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». В странах, которые используют государственную теорию местного самоуправления либо общественно-государственную теорию, тяготеющую к общественной теории, органы СОН являются институтом третьего сектора общества. Для нормативно-правовой регламентации их создания и деятельности характерным является ее осуществление преимущественно на государственном уровне, актами парламента и центрального органа исполнительной власти - государственного регулятора в этой сфере. На местном уровне существуют лишь факультативные нормы, предусматривающие преимущественно налоговые льготы и создание иных благоприятных условий для существования и развития органов СОН. Органы СОН функционируют по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». Выявлено, что в Украине в настоящее время не существует единого подхода к определению природы органов СОН, их места в обществе. Это негативно сказывается на нормативно-правовой регламентации их создания и функционирования и на развитии системы местного самоуправления. На основании компаративистского исследования сформулированы предложения по развитию украинского законодательства об органах СОН в этих двух альтернативных направлениях. Указано, что более предпочтительным для Украины является исключение органов СОН из системы местного самоуправления.
The thesis for a doctor of Law Degree in the Specialty 12.00.02 - Constitutional Law; Municipal Law. - Odessa National Academy of Law, Odessa, 2010. The thesis is about comparative legal research of the self-organised local government bodies (SOLG bodies) in Ukraine and in foreign countries. Using the comparative legal approach, die author analyses two modem approaches to the definition of the place of SOLG bodies in a legal context. The author describes how foreign analogs of SOLG bodies are either an element of the system of local government, or a part of the voluntary non-profit sector. The author concludes that contemporary Ukraine does not have a single uniform approach to the definition of SOLG bodies. Such a lack has a negative effect on the legislation about SOLG bodies as well as on the development of the system of local government. Based on the foreign experience, proposals on how to develop the Ukrainian legislation, following each of these two approaches are given. However, the author recommends excluding SOLG bodies from Ukraine's system of local government.
Бібліографічний опис
Мішина Н. В. Органи самоорганізації населення: порівняльно-правове дослідження : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Н. В. Мішина; наук. консультант М. П. Орзіх; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2010. – 36 с.
Ключові слова
місцеве самоврядування, територіальна самоорганізація населення, органи самоорганізації населення, громадянське суспільство, територіальна мікрогромада, местное самоуправление, территориальная самоорганизация населения, органы самоорганизации населения, гражданское общество, территориальный микроколлектив, local government, territorial self-organization of population, self-organised local government bodies, civil society, territorial community
Цитування
Мішина Н. В. Органи самоорганізації населення: порівняльно-правове дослідження : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02 / Н. В. Мішина; наук. консультант М. П. Орзіх; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2010. – 36 с.