Правові засади формування та використання місцевих фінансових ресурсів в Україні

Завантаження...
Ескіз

Дата

2004

Автори

Нестеренко, Алла Станіславівна
Нестеренко, Алла Станиславовна
Nesterenko, Alla S.

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Анотація

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук за спеціальністю 12.00.07 - теорія управління; адміністративне право і процес; фінансове право; інформаційне право. - Одеська національна юридична академія. Одеса, 2003. У дисертації досліджується правова природа місцевих фінансових ресурсів, як суспільногно явища, що забезпечує інтереси і держави, і територіальних громад, юридичних і фізичних осіб, та висвітлюється саме фінансово-правовий аспект цієї проблеми. У дисертації обґрунтовується визначення фінансових ресурсів, як категорії, що притаманна і публічному, і приватному праву, надається характеристика стадій розвитку фінансів та стадій руху публічних фінансових ресурсів. Визначено місце інституту місцевих фінансів, як комплексного публічно правового інституту, що складається з норм конституційного, адміністративного та фінансового права. Визначаються повна та неповна бюджетна правосуб'єктність органів місцевого самоврядування, обсяг якої залежить від співвідношень власних та делегованих повноважень органів місцевого самоврядування. Розглянуті місце та правова природа податкових пільг у податкових правовідносинах. Внесені пропозиції щодо зміни ряду статей Бюджетного кодексу України.
Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.07 - теория управления; административное право и процесс; финансовое право; информационное право. - Одесская национальная юридическая академия - Одесса, 2003. В диссертации исследуется правовая природа местных финансовых ресурсов как общественного явления, которое обеспечивает интересы и государства, и территориальных общин, и юридических и физических лиц и освещается финансово-правовой аспект этой проблемы. В диссертации обосновывается определение финансовых ресурсов как категории, которая присуща и публичному, и частному праву, дается характеристика стадий развития финансов и стадий движения публичных финансовых ресурсов. Определено место института местных финансов как комплексного публічно- правового института, который состоит из норм конституционного, административного и финансового права. Определяется полная и неполная бюджетная правосубъектность органов местного самоуправления, объем которой зависит от соотношений собственных и делегированных полномочий органов местного самоуправления. Рассмотрены место и правовая природа налоговых льгот в налоговых правоотношениях. Значительное внимание уделяется проблемам разграничения собственных и делегированных полномочий органов власти местного уровня. Акцентируется внимание на необходимости четкого законодательного закрепления перечня полномочий, которые могут быть делегированы. Рассматривается структура местных финансовых ресурсов, значительную часть которых составляют доходы местных бюджетов. Средства местных бюджетов, являющихся составной частью единой бюджетной системы Украины, используются для решения социально-экономических задач местного уровня, в частности, финансирования просвещения, здравоохранения, оказание социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Понятие "местный бюджет" можно рассматривать как: 1) совокупность экономических отношений; 2) объект правового регулирования; 3) акт о местном бюджете. Анализируется каждый из указанных аспектов местных бюджетов. Главными распорядителями средств по бюджетным предназначениям, предусмотренными местными бюджетами, могут быть исключительно руководители местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов и их секретариатов, руководители главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных государственных администраций, исполнительных органов советов. Анализ финансово-правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод, что бюджетная деятельность муниципального уровня осуществляется в тех же формах, что и бюджетная деятельность государства, то есть во внеправовой и в правовой формах. Правовая форма финансовой деятельности муниципальных образований выражается в нормотворческой и правоприменительной функциях органов местного самоуправления. Значительное внимание уделяется проблемам разграничения собственных и делегированных полномочий органов власти местного уровня. Обращается внимание на отсутствие четкого распределения ответственности за полноту исполнения, либо за неисполнение делегированных полномочий между определенными уровнями как государственной, так и самоуправленческой власти, что является пробелом в действующем законодательстве и является одной из задач проводимой в Украине административной реформы. Отмечена тенденция расширения перечня расходных статей местных бюджетов, что свидетельствует о децентрализации в межбюджетных отношениях. В то же время отмечается опасность утраты возможности по макроэкономическому регулированию общественных отношений. Кроме того децентрализация расходных полномочий местного уровня ограничена слабой расходной базой местных бюджетов. В диссертации отмечается наличие как внутренних, так и внешних коллизий в бюджетном и налоговом законодательстве, несоответствие указанных норм с нормами Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине". Внесено ряд предложений по усовершенствованию бюджетного и налогового законодательства.
Thesis for the degree of the Candidate of Law Sciences. Specialty 12.00.07 - Theory of Management; Administrative Law and Lawsuit; Financial Law; Informational Law. - Odessa National Academy of Law, Odessa, 2003. The thesis represents analysis of local financial resources, as a public phenomenon, which meets interests of the state, territorial communities, juridical, and physical persons and its financial side is being highlighted - legal aspect of the problem. In the thesis the definition of financial resources is being grounded as a category typical for both Public and Private Law, and also stages of financial development and stages of public financial resource movement are being characterized. The place of the institution of local finances has been defined, as a complex public law institution, which consists of conventions of Constitutional, Administrative and Financial Law. The thesis also defines full and non - full budget legitimacy of institutions of local governing, the volume of which depends on correlation between personal and delegated powers of institutions of local governing. The place and legal nature of tax privileges in juridical relationships has also been considered. Some propositions concerning changes in a number of articles from The Budget code of Ukraine have been made.

Бібліографічний опис

Нестеренко А. С. Правові засади формування та використання місцевих фінансових ресурсів в Україні : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / А. С. Нестеренко; кер. роботи Л. К. Царьова; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2004. – 18 с.

Ключові слова

публічні фінансові ресурси, місцеві фінансові ресурси, повна бюджетна правосуб'єктність, часткова бюджетна правосуб'єктність, міжбюджетні правовідносини, використання фінансових ресурсів, публичные финансовые ресурсы, местные финансовые ресурсы, полная бюджетная правосубъектность, частичная бюджетная правосубъектность, межбюджетные правоотношения, использование финансовых ресурсов, Public financial resources, local financial resources, financial legal powers of institutions of local governing, sources of formation and directions of utilization of financial resources, complete and particular budget capability

Цитування

Нестеренко А. С. Правові засади формування та використання місцевих фінансових ресурсів в Україні : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.07 / А. С. Нестеренко; кер. роботи Л. К. Царьова; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2004. – 18 с.

Зібрання