Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних
наук за спеціальністю 12.00.07 - адміністративне право; фінансове право;
інформаційне право. - Національний університет «Одеська юридична
академія», Одеса, 2015.
Дисертацію присвячено комплексному науковому дослідженню
правового статусу інших учасників адміністративного судочинства.
Удосконалено визначення понять «учасник адміністративного
судочинства» та «інший учасник адміністративного судочинства».
Встановлено, що правовий статус є багатоаспектною, комплексною,
універсальною категорією, яка має чітку стабільну структуру і встановлює
характер і принципи взаємодії суб'єктів суспільних відносин між собою.
Визначено, що один учасник процесу не може виконувати одночасно
функції іншого учасника процесу:ЧРдзрйбЛено критерії класифікації
суб'єктів адміністративного судочинства. Враховуючи «трасування» групи
інших учасників адміністративного судочинства та її неоднорідність,
послідовно виокремлено критерії диференціації інших учасників
адміністративного судочинства.
З урахуванням зарубіжного досвіду реформування судової системи
на законодавчому рівні запропоновано закріпити статус іншого учасника
адміністративного судочинства, а саме: секретаря судового засідання-
помічНика судді. Запропоновано удосконалити правовий статус секретаря
судового засідання-помічника судді у частині: а) освітньо-кваліфікаційних
вимог; б) умов прийому на роботу; в) підстав звільнення; г) покладення
на нього функції створення умов для укладення сторонами угоди про
примирення в адміністративній справі.
Обґрунтовано, що інститут судового розпорядника в адміністративному
судочинстві України не виправдовує себе. Доцільним є .виключення
з процесуального законодавства норм щодо судового розпорядника як
учасника адміністративного судочинства.
Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических
наук по специальности 12.00.07 - административное право; финансовое
право; информационное право. - Национальный университет «Одесская
юридическая академия», Одесса, 2015.
Диссертация посвящена комплексному научному исследованию
правового статуса иных участников административного судопроизводства.
Усовершенствованы определения понятий «участник административного
судопроизводства» и «иной участник административного судопроизводства».
Установлено, что правовой статус является многоаспектной, комплексной,
универсальной категорией, имеющей четкую стабильную структуру
и устанавливает характер и принципы взаимодействия субъектов
общественных отношений между собой. Определено, что один участник
процесса не может выполнять функции любого другого участника процесса.
Разработаны следующие критерии классификации субъектов
административного судопроизводства: 1) по форме проведения, в котором
принимают участие: а) лица, участвующие в судебном заседании;
б) лица, участвующие в письменном производстве; в) лица, участвующие
в сокращенном производстве; 2) при наличии государственно-
властных полномочий: а) лица, которые наделены государственно-
властными Полномочиями; б) лица, которые наделены отдельными
государственно-властными полномочиями; в) лица, которые не наделены
государственно-властными полномочиями. Предложено классифицировать
представителей, вовлеченных в дело, на основании закона согласно
критерию наличия государственно-властных полномочий: 1) лица,
не наделены государственно-властными полномочиями: а) представители
физических лиц; б) представители юридических лиц; 2) лица, которые
наделены государственно-властными полномочиями: а) представители,
осуществляющие «первичные» представительные функции; б) лица,
осуществляющие «вторичные» представительные функции; на основании
договора в зависимости от юридического статуса лица, чьи интересы
представляются: 1) представительство интересов физических лиц:
а) лица, которые получили высшее юридическое образование; б) лица,
которые не получили или получают высшее юридическое образование;
2) представительство интересов юридического лица: а) адвокатское
бюро, адвокатское объединение; б) юридическое лицо, устав которого
не предполагает осуществление профессиональной деятельности адвоката
по защите, представительства и предоставления иных видов правовой
помощи клиенту.
Доказано, что одним из элементов правового статуса иных участников
административного судопроизводства является обязанность претерпеть
неблагоприятные последствия в связи с применением мер процессуального
принуждения. По степени распространенности они могут быть разделены
на две группы: I) общие - те, которые применяются ко всем иным
участникам (предупреждение); 2) исключительные - те, которые могут
быть применены к отдельным их представителям. Установлено, что
привод является исключительной мерой процессуального принуждения
в отношении экспертов, специалистов, свидетелей, а замена - в отношении
переводчика, секретаря, судебного распорядителя.
С учетом зарубежного опыта реформирования судебной системы на
законодательном уровне предлагается закрепить статус иного участника
административного судопроизводства, а именно: секретаря судебного
заседания-помощника судьи. Введение такого участника обусловлено,
прежде всего, тем, что для качественного осуществления судьей
правосудия необходимо достаточное количество времени для подготовки
дела к судебным слушаниям, что, в большинстве случаев, является основой
успешного и своевременного рассмотрения дела, без дальнейшего его
откладывания, волокиты. Предложено усовершенствовать правовой статус
секретаря судебного заседания-помощника судьи в части: а) образовательно-
квалификационных требований; б) условий приема на работу; в) оснований
увольнения; г) возложения на него функции создания условий для
заключения сторонами соглашения о примирении по административному
делу.
Обосновано, что институт судебного распорядителя
в административном судопроизводстве Украины не оправдывает себя.
Целесообразно исключение из процессуального законодательства норм
относительно судебного распорядителя как участника административного
судопроизводства.
Dissertation for the receipt a scientific degree of the candidate
of jurisprudence on a speciality 12.00.07 - administrative law and process,
financial law, informational law. - National University «Odessa Law Academy»,
Odesa, 2015.
Dissertation is sanctified to complex scientific research of legal status
of another participants of the administrative legal procedure. The definitions
of the terms the participant of the administrative legal procedure and other
participants of the administrative legal procedure are improved.
It is stated that legal status is a multidimensional, complex, universal
category which has a clear, stable structure and sets characters and principles
of co-operation of subjects of public relations within each other. It is certain
that one participant of process can not execute the functions of another
participant of the process. The criteria of classification of subjects of
the administrative legal procedure are worked out. Considering "tracing» of
the group of another participants of the administrative legal procedure and her
heterogeneity, consequently the criteria of differentiation of another participants
of the administrative legal procedure are distinguished.
Taking into account foreign experience of reformation of the judicial system
it is suggested to fasten status of another participant of the administrative legal
procedure at legislative level, namely: secretary of judicial assistant meeting-
judge. It is suggested to perfect legal status of secretary of judicial assistant
meeting-judgè in part: a) of educationally-qualifying requirements; b) terms of
reception On work; B) grounds of discharge; r) laying-on on him functions of
conditioning for a conclusion by parties of agreement about reconciliation in
administrative business. It is reasonable, that the institute of judicial manager in
the administrative rule-making of Ukraine does not justify itself. An exception
from the judicial legislation of norms of relatively judicial manager is expedient
as a participant of the administrative rule-making.