У дисертації здійснено комплексне загальнотеоретичне дослідження народної законодавчої ініціативи як форми безпосередньої демократії. Проаналізовано сучасний стан наукової розробки народної законодавчої ініціативи. Простежено розвиток народної законодавчої ініціативи в українській та зарубіжній політико-правовій думці. Визначено місце народної законодавчої ініціативи в системі народовладдя.
Досліджено особливості конституційно-правового регулювання народної законодавчої ініціативи у країнах, що представляють різні регіони світу, зокрема Австрії, Швейцарії, Італії, Іспанії, Латвії, Польщі, США, Російській Федерації, Киргизстані тощо. На підставі порівняльно-правового аналізу практики застосування народної законодавчої ініціативи у різних країнах спроектовано моделі цієї форми сучасної демократії. Визначено особливості реалізації права народної законодавчої ініціативи у межах різних моделей, а також надано характеристику кожної моделі народної законодавчої ініціативи з погляду можливих переваг та недоліків її застосування.
Удосконалено аналіз основних проблем та перспектив подальшого розвитку народної законодавчої ініціативи в Україні. Сформульовано передумови і пріоритети запозичення зарубіжного досвіду в національне законодавство. Запропоновано концептуальну модель народної законодавчої ініціативи для України, визначено її переваги, особливості правового механізму її функціонування, а також надано пропозиції щодо правової регламентації. Запропоновано розробити проект Закону України «Про народну законодавчу ініціативу».
В диссертации осуществлено комплексное общетеоретическое исследование народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии. Исследованы исторические этапы возникновения и развития народной законодательной инициативы, определена сущность и уточнено определение народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии. Прослежено развитие народной законодательной инициативы в украинской и зарубежной политико-правовой мысли. Установлено, что работы украинских и зарубежных ученых в основном были направлены на исследование и научное обоснование правовой природы права народной законодательной инициативы, и в них не рассматривались возможные проблемы конституционного внедрения этого права в Украине. Определено место народной законодательной инициативы в системе народовластия.
На основе анализа конституций, законов о народной законодательной инициативе и регламентов законодательных органов определены особенности функционирования института народной законодательной инициативы в странах, представляющих различные регионы мира, в том числе Австрии, Швейцарии, Италии, Латвии, Польше, США, Российской Федерации, Кыргызстане и др. Детально охарактеризованы особенности практического осуществления народной законодательной инициативы этих государств, обобщены преимущества и недостатки.
На основании сравнительно-правового анализа практики применения народной законодательной инициативы в различных странах исследованы модели этой формы современной демократии. Кроме того, определены особенности реализации права народной законодательной инициативы в рамках австрийской и американской моделей.
Определение перспектив развития правовых основ народной законодательной инициативы в Украине в соответствующих законопроектах и научных работах имеет большое значение для практического внедрения качественно нового института народной законодательной инициативы в Украине с учётом позитивного опыта некоторых зарубежных стран в этой сфере. Сформулированы предпосылки и приоритеты заимствования опыта польского, латвийского, белорусского правового регулирования в Украине. Проанализированы факторы, влияющие на внедрение народной законодательной инициативы в Украине. Указано, что это конституционное внедрение зависит от политических, экономических, социальных и исторических факторов.
Анализ нормативных актов зарубежных стран предоставил возможность определить основной круг проблем, связанных с реализацией права народной законодательной инициативы, предложить пути их разрешения, сделать ряд рекомендаций по совершенствованию национальной законодательной базы, в частности, относительно гарантий представителей инициативной группы граждан в парламенте. Разработаны предложения относительно внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Украины, а также детализации концептуальной модели народной законодательной инициативы в актах законодательства Украины на современном этапе конституционно-правовой реформы.
С учетом того, что наделение правом законодательной инициативы зависит от форм государственного устройства и государственного правления, социально-политической структуры общества и других аспектов, подчеркнута необходимость признания субъектом права законодательной инициативы Украинского народа. Логическим завершением этого процесса должно стать принятие Верховным Советом Украины Закона Украины «О народной законодательной инициативе».