Контрольна влада в Україні: від Вищої ради юстиції до Вищої ради правосуддя

Завантаження...
Ескіз

Дата

2016-12-23

Автори

Опаленко, Дмитро Анатолійович

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Анотація

Дисертацію присвячено загальнотеоретичному дослідженню Вищої ради юстиції як інституту контрольної влади в Україні. Розглянуто передумови виникнення та розвитку контрольної влади, здійснено її історичний аналіз. Досліджено основні інститути контрольної влади в Україні з метою окреслення їх загальних особливостей: проаналізовано діяльність Конституційного Суду України, Рахункової палати, Уповноваженого Верховної Ради з прав людини. Визначено, що Вища рада юстиції є новим органом для правової системи України, який не мав аналогів в історичному минулому України, а тому врахування досвіду існування схожих органів за кордоном та глибоке теоретичне осмислення її повноважень, порядку утворення та функціонування дає змогу чіткого визначення конституційно-правового та виокремлення загального теоретико-правового статусу Вищої ради юстиції. Доведено необхідність розширення повноважень Вищої ради юстиції України стосовно надання їй права законодавчої ініціативи у сфері судоустрою та статусу суддів. Порядок формування Вищої ради юстиції повною мірою відображує професійне представництво у її складі майже усього спектра юридичних професій і фактично унеможливлює вплив на неї з боку законодавчої, виконавчої та судової влади. Зроблено висновок щодо того, що у сучасній Україні відбуваються державні перетворення, які актуалізуються розвитком держави за європейським шляхом. Одним з аспектів державних змін є посилення дій по боротьбі з корупцією та процесом так званої люстрації влади. Це стосується як органів виконавчої, так і органів судової влади.
Диссертация посвящена общетеоретическому исследованию Высшего совета юстиции как института контрольной власти в Украине. Рассмотрены предпосылки возникновения и развития контрольной власти, осуществлён её исторический анализ. Обоснована мысль о том, что возникновение, развитие и оптимизация института государственного контроля всегда рассматривалась как одна из составляющих становления государственности. Представления о контрольной власти как отдельной ветви власти формируется на основании государственной практики. Контроль является объективным социальным явлением, которое сформировалось в процессе эволюции общества. Без применения контроля общество не может обойтись на пути своего дальнейшего развития, который необходим и может осуществляться, основываясь на анализе существующего состояния и используя новые факторы развития. Сделан вывод о том, что специфика контрольной власти заключается в том, что её органы рассредоточены и независимы, а также каждый из них осуществляет частичную функцию общегосударственного контроля. Исследованы основные институты контрольной власти в Украине с целью определения их общих особенностей: проанализирована деятельность Конституционного Суда Украины, Счётной палаты, Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Определено, что Высший совет юстиции является новым органом для правовой системы Украины, который не имел аналогов в историческом прошлом Украины, поэтому учёт опыта существования подобных органов за рубежом и глубокое теоретическое осмысление его полномочий, порядка создания и функционирования даёт возможность чёткого конституционно-правового определения и выделение общего теоретико-правового статуса Высшего совета юстиции. Как показал опыт работы Высшего совета юстиции в современных условиях развития украинского государства, с учётом потребности гармонизации законодательства Украины с правом Европейского Союза, принципами и стандартами Совета Европы, полномочия Высшего совета юстиции должны быть расширены. Доказана необходимость расширения полномочий Высшего совета юстиции относительно предоставления ей права законодательной инициативы в сфере судоустройства и статуса судей. Порядок формирования Высшего совета юстиции в полной мере отражает профессиональное представительство в её составе почти всего спектра юридических профессий и фактически делает невозможным влияние на неё со стороны законодательной, исполнительной и судебной власти. Сделан вывод о том, что в современной Украине происходят государственные преобразования, которые актуализируются развитием государства по европейскому пути. Одним из аспектов государственных изменений является усиление действий по борьбе с коррупцией и процессом, так называемой люстрации власти. Это касается как органов исполнительной власти, так и органов судебной власти. Определено, что Высший совет юстиции является важным средством обеспечения эффективного функционирования органов правосудия и независимости судей. Имеющиеся новации, а также успешное проведение реформ является гарантией построения правового государства и гражданского общества, являющегося одним из важнейших гарантий соблюдения прав человека в Украине.

The thesis is devoted Theoretical Investigations of the Supreme Council of Justice as an institution of the control of power in Ukraine. The preconditions of occurrence and development control authorities Implemented her historical analysis. The basic institutions of the control of power in Ukraine in order to identify their common features. Among these institutions, analyzed the activity of the Constitutional Court of Ukraine, the Accounting Chamber of the Verkhovna Rada Commissioner for Human Rights. It was determined that the High Council of Justice is a new body for the legal system of Ukraine which does not have analogues in the historical past of Ukraine, therefore, based on the experience of the existence of such bodies abroad and deep theoretical understanding of his powers, the order of creation and functioning enables clear konstitutsiyno legal definitions and the allocation of general theoretical legal status of the High Council of Justice. The necessity of expanding the powers of the High Council of Justice of Ukraine on granting her the right of legislative initiative in the area of the judicial system and status of judges. The procedure for the formation of the High Council of Justice, fully reflects the professional representation in its composition almost the entire spectrum of the legal profession and in fact makes it impossible to influence on it by the legislature, the executive and the judiciary. The conclusion is that in modern Ukraine occur state changes that updated state development on the European path. One aspect of state changes is the strengthening of action against corruption and the process of the so‑called lustration of power. This concerns both the executive authorities and the judiciary.

Бібліографічний опис

Опаленко Д.А. Контрольна влада в Україні: від Вищої ради юстиції до Вищої ради правосуддя : дис.. … канд.. юрид. наук : 12.00.01 / Опаленко Дмитро Анатолійович. – Одеса, 2016. – 211 с.

Ключові слова

контрольна влада в Україні, інститути контрольної влади, Вища рада юстиції, розвиток інститутів контрольної влади, Вища рада правосуддя, контрольная власть в Украине, институты контрольной власти, Высший совет юстиции, развитие институтов контрольной власти, Высший совет правосудия, control authorities in Ukraine, institutions of power control, the High Council of Justice, the development of the control of government institutions, the Supreme Council of Justice

Цитування

Опаленко Д.А. Контрольна влада в Україні: від Вищої ради юстиції до Вищої ради правосуддя : дис.. … канд.. юрид. наук : 12.00.01 / Опаленко Дмитро Анатолійович. – Одеса, 2016. – 211 с.

Зібрання