Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата юридичних наук за спеціальністю: 12.00.01 – теорія і історія держави і права; історія політичних і правових учень. – Одеська національна юридична академія, Одеса, 2005.
Вперше підготовлено комплексне дисертаційне дослідження, в якому досліджуються ідеї І.О. Ільїна про право і державу через призму його концепції правосвідомості. Новаторськими є положення дисертації, пов'язані з обґрунтуванням у концепції І.О. Ільїна провідної ролі правосвідомості в затвердженні права і держави, виділенням етико-нормативного підходу в праворозумінні. Визначені поняття: правосвідомість, через аксіоматичне коріння, виділене мислителем; сутність права у ракурсі його концепції правосвідомості; під цим же кутом зору представлена специфіка, призначення і форма держави; обґрунтована необхідність використання правової спадщини І.О. Ільїна в загальному контексті розвитку ідей про право і державу сучасної України.
Диссертация на соискание научной степени кандидата юридических наук по специальности: 12.00.01 – теория и история государства и права; история политических и правовых учений. – Одесская национальная юридическая академия, Одесса, 2005.
В диссертации обосновано, что ключевой категорией концепции И.А. Ильина является правосознание. При комплексном анализе положений концепции правосознания И.А. Ильина и трактовок его идей различными исследователями, сформулировано определение правосознания через аксиоматические корни. Оно определяется как способность вменения самому себе законов своего государства на основе трёх аксиом: духовного достоинства, автономии и взаимного признания.
При рассмотрении концепции правосознания И.А. Ильина обозначается определяющая роль правосознания по отношению к праву и государству. Выделен этико-нормативный подход в правопонимании, при котором правосознание, являясь основным источником естественного права, устанавливает связь между правом и моралью и выражается в положительном праве.
Обосновывается душевно-духовная сущность права, которая заключается в рассмотрении права как абсолютной ценности, имеющей не только юридический, но и духовно-волевой смысл, исходящий непосредственно от человеческой личности со здоровым, постоянно совершенствующимся правосознанием. Через категорию здорового правосознания определена граница применения силы в праве, которая основывается на четком разграничении понятий силы и насилия.
Параллельно раскрывается специфика, назначение и форма государства в концепции правосознания И.А. Ильина. Представлены понятия государства и государства как организма. Государство, по своей сущности – множество людей, связанных общностью духовной судьбы, и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания. Сущность государства как организма состоит в органической жизни всех его граждан, с целью реализации интересов граждан и государства на началах правозаконности, истинности и нравственности.
Выделены аксиомы власти и политики, среди которых: государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия и носитель правового полномочия (законодатель) должен обладать духовной компетентностью; государственная власть должна быть единой; государственная власть всегда должна осуществляться лучшими людьми; политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес и государственная власть не должна служить интересам отдельной личности; программа власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы; государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью.
Обоснована необходимость использования правового наследия И.А. Ильина в общем контексте развития идей о праве и государстве современной Украины. Проанализирована и показана необходимость использования идей мыслителя, определяющих формирование правовой идеологии, основы законотворчества и правоприменения: о воспитании здорового правосознания личности и общества путем правового образования, о внешней форме власти в будущем правовом государстве при соблюдении аксиом власти, о соотношении церкви и государства, о частной собственности как принципе права, о правлении лучших, о становлении правозаконности, и главная, о формировании концепции правосознания, как определяющей утверждение права и государства.
The dissertation on competition of a scientific degree of the candidate of jurisprudence on a speciality: 12.00.01 – the theory and history of the state and the right; history of political and legal doctrines. – The Odessa national law academy, Odessa, 2005.
For the first time it has been prepared a dissertation research where the author studies the ideas of I.A. Il’yin about law and state through the prism of his conception of legal conscience. Theses of dissertation connected with substantiation of the dominating role of legal conscience in consolidation of law and state and distinguishing ethic-normative approach to the legal conscience are of innovatory character.
Such notions are defined: legal conscience through axiomatic roots distinguishing by the philosopher; the essence of law foreshortened his conception of legal conscience, the specifity, purpose and form of state are presented from the same point of view; the necessity of using I.A. Il’yin’s legacy is grounded in the context of the development of the ideas of law and state in modern Ukraine.