Дисертація є першим у національній юридичній науці дослідженням систематизації конституційного законодавства України, в якому виявлено перспективи інкорпорації, консолідації та кодифікації конституційного законодавства України та розроблено конкретні пропозиції. Визначено, що систематизація конституційного законодавства України – це результат впорядкування та зведення до єдності положень нормативно-правових актів та міжнародних договорів, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України, які регламентують однорідні суспільні відносини, що складаються стосовно основ правового становища особистості, юридичної організації держави, у процесі здійснення публічної (державної і публічно-самоврядної) влади та її взаємодії з громадянським суспільством і населенням країни.
У дисертації сформульовано мету систематизації конституційного законодавства України, виявлено задачі систематизації конституційного законодавства України, розкрито особливості застосування таких форм систематизації законодавства, як інкорпорація, кодифікація та консолідація, щодо конституційного законодавства.
Диссертация является первым в национальной юридической науке исследованием систематизации конституционного законодательства Украины, в котором выявлены перспективы инкорпорации, консолидации и кодификации конституционного законодательства Украины и разработаны конкретные предложения.Определено, что систематизация конституционного законодательства Украины – это результат упорядочивания и объединения положений нормативно-правовых актов и международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, регламентирующих однородные общественные отношения, складывающиеся в отношении основ правового положения личности, юридической организации государства, в процессе осуществления публичной (государственной и публично-самоуправляющейся) власти и ее взаимодействия с гражданским обществом и населением страны.
Сформулированы цель систематизации конституционного законодательства Украины – составление, приведение в систему нормативно-правовых актов и международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, регламентирующих общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Выявлены задачи систематизации конституционного законодательства Украины – содействие последовательной реализации принципов современного украинского конституционализма (концептуальная задача), устранение дефектов и пробелов в конституционном праве, обеспечение доступа к конституционному законодательству и удобства пользования ним.
Раскрыты особенности применения таких форм систематизации законодательства, как инкорпорация, кодификация и консолидация, по отношению к конституционному законодательству. При исследовании потенциала инкорпорации конституционного законодательства Украины выявлено, что было бы неверным рассматривать ее исключительно как форму систематизации, которая предшествует консолидации или кодификации конституционного законодательства. Выявлено, что сейчас по отношению к конституционному законодательству Украины применяется исключительно частичная инкорпорация (как официальная, так и неофициальная).
С целью повышения эффективности неофициальных частных инкорпораций конституционного законодательства Украины сформулированы рекомендации о сочетании инкорпорации конституционного законодательства как с инкорпорацией других отраслевых актов, так и с инкорпорацией судебных решений. Аргументировано, что при этом следует отдавать предпочтение сначала предметному, а затем хронологическому критериям инкорпорации. Выявлено, что в настоящее время в Украине осуществляется лишь частичная консолидация конституционного законодательства (официальная или неофициальная). В случае необходимости проведения полной консолидации конституционного законодательства Украины предложено обращаться к опыту зарубежных стран, например США.
Сформулировано, что кодифицированные акты, входящие в состав конституционного законодательства Украины, в основном имеют комплексный межотраслевой характер: Кодекс административного судопроизводства, Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, Основы законодательства Украины о здравоохранении и др. В процессе исследования перспектив тематической систематизации конституционного законодательства Украины аргументировано отсутствие необходимости разработки и принятия по аналогии с Кодексом административного судопроизводства Украины Кодекса конституционного судопроизводства Украины, Кодекса прав и свобод человека и гражданина в Украине, а также обоснована целесообразность разработки и принятия Избирательного кодекса Украины. Избирательный кодекс Украины предложено структурировать следующим образом: преамбула, общая часть, особенная часть. В этом нормативно-правовом акте следует кодифицировать нормы Законов «О выборах народных депутатов Украины», «О выборах Президента Украины» и «О местных выборах». Также в него должны войти те нормы Законов «О Центральной избирательной комиссии» и «О Государственном реестре избирателей», которые имеют отношение к выборам.
При исследовании перспектив систематизации актов органов местного самоуправления в Украине рекомендовано: а) применять консолидацию для создания Свода нормативно-правовых актов органов местного самоуправления города, поселка, села; б) считать одним из признаков устава территориальной общины города, поселка, села его кодифицированный характер и систематизировать в нем нормы о формах непосредственной демократии в селе, поселке, городе.
The dissertation is the first national study of Ukrainian constitutional legislation’s systematization, as well as the research of the prospects of incorporation, consolidation and codification of the Ukrainian constitutional legislation.
The author determines that the Ukrainian constitutional legislation’s systematization is the result of the constructed in a single document provisions of the national legal acts and international treaties ratified by the Verkhovna Rada of Ukraine, which regulate the social relations, consisting of the legal status of the individual, the legal organization state and the implementation of public (state and public self-governing) government and its interaction with civil society and the population. The author formulates the goal of the Ukrainian constitutional legislation’s systematization, reveals the problems of the Ukrainian constitutional legislation’s systematization, characterizes the features of such forms of the Ukrainian constitutional legislation’s systematization as incorporation, codification and consolidation.