Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора юридичних наук
за спеціальністю 12.00.07 – адміністративне право і процес; фінансове
право; інформаційне право. – Національний університет «Одеська
юридична академія». – Одеса, 2014.
Дисертація містить комплексний та системний аналіз теоретичних і
практичних проблем функціонування фінансової системи України. У роботі
досліджені поняття, сутність, функції, принципи фінансової системи
держави. Окрема увага приділена визначенню структури фінансової
системи держави, розглядаючи її як трьохрівневу ієрархічну систему.
Висвітлені питання щодо приватних фінансів у складі фінансової системи
держави.
Актуалізовано проблеми визначення місця інституту кредиту
(державного, муніципального, банківського) у трьохрівневій фінансовій
системі України. Детально досліджено місце кожного виду кредиту
в різних сферах фінансової системи України, зокрема публічній та сфері
фінансового ринку.
Запропоновано внести зміни до чинного фінансового законодавства
України.
Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических
наук по специальности 12.00.07 – административное право и процесс;
финансовое право; информационное право. – Национальный университет
«Одесская юридическая академия». – Одесса, 2014.
Диссертация содержит комплексный и системный анализ
теоретических и практических проблем функционирования финансовой
системы Украины. В работе исследованы понятие, сущность, функции,
принципы финансовой системы Украины. Отдельное внимание уделено
определению структуры финансовой системы государства, рассматривая ее
как трехуровневую иерархическую систему. Освещены вопросы частных
финансов в составе финансовой системы государства. 36
Проведено исследование различных трактовок понятия «финансы»
учеными разных исторических периодов, что подтверждает, что для
финансового права финансы являются базовой, или ключевой, категорией
в общем, а для финансовой системы государства в частности. При этом речь
идет как о публичных финансах, так и о частных финансах. Отмечено, что
финансы являются достаточно сложным, многогранным, изменяющимся, а
точнее динамичным, явлением, частные финансы, так же как и публичные
финансы, имеют отличительные черты и входят в состав финансовой
системы государства как базовая основа функционирования финансовой
системы государства.
Определено, что содержание категории «финансовая система» относят
к дискуссионным понятиям и ученые рассматривают ее с различных
позиций. Нами было предложено рассмотрение содержания данной
категории с точки зрения материального, экономического и правового
аспектов. Следует отметить, что легального закрепления понятия
«финансовая система» в украинском законодательстве не отмечено,
таким образом, было предложено отразить понятие «финансовая система
Украины» в Конституции Украины.
Проведенное в работе исследование функций финансовой системы
Украины подтверждает, что составляющим элементам финансовой
системы присущи как общие функции, так и индивидуальные, присущие
конкретному элементу финансовой системы, что объясняет необходимость
систематизации указанных функций.
Сделан вывод, что определение принципов финансовой системы
необходимо не столько с позиции теоретико-познавательной необходимости,
сколько для практического использования.
Обосновывается положение о том, что выбор признака структуризации
финансовой системы необходимо основывать на полном отражении всей
совокупности финансовых отношений. Все финансовые отношения
в обществе структурированы в финансовую систему, представляют собой
совокупность двух групп самостоятельных сфер (в зависимости от того,
какую роль с политической и экономической точек зрения они выполняют),
звеньев и институтов финансовых отношений, в процессе которых создаются
и используются фонды денежных средств. Все финансовые отношения
нами были сгруппированы в две сферы: базовые и дополнительные,
которые, в свою очередь, содержат звенья, состоящие из однородных
финансово-правовых институтов. Таким образом, был сделан вывод, что
финансовая система Украины представляет собой сложную трехуровневую
иерархическую систему. При этом каждый уровень финансовой системы
имеет определенную самостоятельность, принимает и осуществляет свои
решения. Вместе с тем важно, чтобы эти решения были определенным
образом упорядочены, согласованы один с другим, преследовали общую
для всего государства цель. Это достигается проведением определенной
финансово-правовой политики государства.
Финансовую структуру можно определить как модель организации
системы, которая отражает ее таксономию – функциональное соотношение
и структурное подчинение элементов финансовой системы. Концепция
финансовой структуры, или архитектура финансовой системы,
предусматривает, что финансовая система различных стран отличается
между собой и изменяется в процессе экономического развития каждого
отдельного государства. Проанализировав различные действующие модели
финансовых систем, существующих в разных странах в различные периоды,
с их преимуществами и недостатками, был сделан вывод, что отсутствие
однозначных преимуществ какой-либо одной из рассмотренных моделей
финансовой структуры свидетельствует также о том, что на практике
они должны дополнять друг друга (использовать «смешанную» модель
финансовой системы), а не заменять.
Обосновывается положение о том, что в структуру финансовой
системы Украины входят две сферы финансовых отношений: базовая и
дополнительная (основываясь на их участии в политической, общественной,
экономической жизни общества). К базовым сферам относятся публичные
финансы и финансы субъектов хозяйствования; к дополнительным –
финансы международных финансов и финансовый рынок.
Акцентируется внимание на отмежевании видов кредита
(государственного, местного, банковского) в структуре финансовой системы
государства, которые являются составляющими финансовой системы
в различных сферах. Так, государственный и местный кредиты входят
в базовую сферу в различные звенья: государственный кредит – в звено
публичных финансов, а местный кредит – в звено местных финансов.
Банковский кредит относится к дополнительной сфере и входит в состав
финансового рынка, в звено денежного рынка.
Представлена авторская позиция о том, что институт «страхования»
входит в состав финансовой системы в различные сферы: публичных
финансов (как институт «обязательное государственное страхование»)
и сферу финансового рынка (как институт «финансы страхования»).
Отмечается, что финансовый рынок является составляющей сферой
финансовой системы только в условиях рыночной экономики.
Предложено внести изменения в действующее финансовое
законодательство Украины.
The thesis for a doctor of Law Degree in the Specialty 12.00.07 –
Administrative Law and Procedure; Financial Law; Information Law.– National
University «Odessa Law Academy». – Odessa, 2014.
The thesis contains a comprehensive and systematic analysis
of the theoretical and practical problems of the Ukrainian financial system.
The author researches the concept, nature, functions and principles
of the national financial system. Special attention is given to the determination
of the Ukrainian financial system’s structure (the author proposes to consider
it is a three-level hierarchical system) and to the private finances as a part of
the state financial system.
The author updates the credit (state, municipal, banking) institution’s
place in the three-tier Ukrainian financial system. The thesis also deals with the
problem of the each type of loans’ place in all areas of the Ukrainian financial
system, in particular, its place in the public sphere and in the financial markets.
The author proposes to amend the current financial legislation of Ukraine
based on the output of the research.