Електронний уряд: інноваційні підходи до політики і управління в інформаційному суспільстві

Завантаження...
Ескіз

Дата

2008

Автори

Ємельяненко, Олена Максимівна
Емельяненко, Елена Максимовна
Emelyanenko, Olena M.

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Анотація

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук за спеціальністю 23.00.02 - політичні інститути та процеси. - Одеська національна юридична академія. Одеса, 2008. Показано, що ступінь розвитку як самого електронного уряду, так і виконуваних ним функцій не обов'язково є показником демократичності політичної системи суспільства. Обґрунтовано, що ідея електронного уряду відкриває для громадян нові можливості політичної участі, а саме впливу на політичне життя країни, на державну владу за допомогою Інтернету через політично орієнтовані сайти і портали. Доведено, що у різних країнах проблеми побудови електронного уряду в основному ідентичні, наявні ж розходження обумовлені рівнем політичного та соціально-економічного розвитку держави. Обґрунтовано, що успіх у питанні впровадження електронного уряду залежить від того, наскільки елітні групи зацікавлені у реалізації якісно нової, постіндустріальної філософії державного управління, інформаційній прозорості та гласності в діяльності уряду і державної влади в цілому. Одержали подальший розвиток поняття "електронна держава", що включає всі три галузі державної влади - законодавчу, виконавчу та судову, являє собою систему державного управління на основі електронних засобів обробки, передачі і поширення інформації, застосовуваної з метою зміни взаємин між державними органами та суспільством; поняття електронна прозорість, яке в умовах електронного уряду набуває особливого значення; поняття "мобільна демократія", "мобільна держава", "мобільний уряд".
Диссертация на соискание научной степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты и процессы. – Одесская национальная юридическая академія. Одеса, 2008. Показано, что степень развития, как самого электронного правительства, так и выполняемых им функций не обязательно является показателем демократичности политической системы общества. Поскольку не выявлено прямой связи между динамикой осуществления системы электронного правительства в отдельно взятой стране и степенью ее демократизации. Выявлено, что цели и программы электронного правительства зависят от политической системы и политического руководства. Обосновано, что идея электронного правительства открывает для граждан новые возможности политического участия, а именно влияния на политическую жизнь страны, на государственную власть при помощи Интернета через политически ориентированные сайты и порталы. В то же время аргументировано, что широкое использование информационно-коммуникационых технологий еще не дает гарантии повышения общественной активности, хотя и создает площадки для организации общественных взаимодействий. Доказано, что в разных странах проблемы построения электронного правительства в основном идентичны, имеющиеся же различия обусловлены уровнем политического и социально-экономического развития государства. Выявлено, что выбор стратегии и основных принципов государственной политики в этой сфере зависит от социально-политических факторов: отношение правящего режима, национальной политической и бизнес элиты к организации и совершенствованию государственного управления на основе демократических принципов и развитию экономики на принципах демонополизации и свободной конкуренции. В нелиберальных демократиях цели и, соответственно, программы правительства зависят от политической системы и определяются политическим государством. Обосновано, что успех в вопросе внедрения электронного правительства зависит от того, насколько элитные группы заинтересованы в реализации качественно новой, постиндустриальной философии государственного управления, информационной прозрачности и гласности в деятельности правительства и государственной власти в целом, в поэтапном перераспределении властных полномочий в пользу общества, стимулировании политической, социальной и предпринимательской активности граждан и привлечении их к непосредственному участию в управлении государством. Аргументировано, что результатом развития сетевых технологий становятся новая среда взаимодействия общества и государства, которое переходит на клиент-ориентированный подход в процессе совершенствования политико-административной системы (предоставление социально значимых услуг онлайн) и более демократический характер отношений чиновника и гражданина. Получили дальнейшее развитие понятие «электронное государство», которое включает все три ветви государственной власти – законодательную, исполнительную и судебную, представляет собой систему государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, применяемую в целях изменения взаимоотношений между государственными органами и обществом; понятие э-прозрачность, которое в условиях электронного правительства приобретает особое значение. Прозрачность понимается как максимально возможная доступность информации о деятельности государственного аппарата и формирование механизма общественного воздействия на сферу частного и государственного администрирования посредством представительских институтов. Выяснено, что Интернет-технологии могут способствовать как повышению прозрачности работы правительства и его подотчетности гражданам, так и усилению контроля государства над гражданами. В то же время не следует понимать электронное правительство только как режим информационной прозрачности деятельности органов государственной власти; понятия «мобильная демократия», «мобильное государство», «мобильное правительство». Суть этих понятий в использовании мобильной связи и других беспроводных технологий для широкого взаимодействия органов государственной власти с гражданами.
Candidate’s thesis of political studies in speciality 23.00.02 – political institutes and processes. - Odessa national legal academy, Odessa, 2008. The serious political problems are revealed to be after the changes in the interpretation of the definition «e-government», related to the transformation of the state conception – from «the state above citizens» through «the state for citizens» to «the state of citizens». It is shown that the degree of development, both the e-government itself and its executable functions is not obligatory the index of the democratic political system of the society. It is argued, that success in the question of e-government introduction depends on how much elites groups are interested in the realization of high-quality new, post-industrial philosophy of state administration, information-oriented transparency and publicity in activity of government and State authority in whole. Further development of the concept «e-state» was obtained, which includes all three branches of State authority – legislative, executive and judicial, it corresponds the state control system on the basis of e-facilities of processing, transmission and distribution of information, applied for the change of interrelations between public organs and the society.

Бібліографічний опис

Ємельяненко О. М. Електронний уряд: інноваційні підходи до політики і управління в інформаційному суспільстві : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / О. М. Ємельяненко; кер. роботи А. О. Сіленко; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2008. – 17 с.

Ключові слова

електронний уряд, електронна держава, електронна демократія, електронне управління, інформаційне суспільство, електронна прозорість, інноваційні підходи, электронное правительство, электронное государство, электронная демократия, электронное управление, информационное общество, электронная прозрачность, инновационные подходы, e-government, e-state, e-democracy, e-control, information-oriented society, e-transparency, innovative approaches

Цитування

Ємельяненко О. М. Електронний уряд: інноваційні підходи до політики і управління в інформаційному суспільстві : автореф. дис. ... канд. політ. наук : 23.00.02 / О. М. Ємельяненко; кер. роботи А. О. Сіленко; Нац. ун.-т "Одеська юридична академія". – Одеса, 2008. – 17 с.

Зібрання