Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата політичних наук за спеціальністю 23.00.02 – політичні інститути та процеси. – Національний університет «Одеська юридична академія», Одеса, 2013.
У дисертації здійснено комплексне дослідження взаємодії інститутів держави та громадянського суспільства в реалізації гендерної політики сучасної України.
Проаналізовано еволюцію та сучасний зміст поняття «гендерна політика», співставлено його з поняттям «державна гендерна політика». Визначено, що реалізація гендерної політики відбувається через політико-правовий та інституційний механізми. Проаналізовано особливості кожного з них в Україні та значення для них діяльності інститутів держави та громадянського суспільства.
Розглянуто зарубіжний досвід формування та реалізації гендерної політики, з’ясовані основні досягнення скандинавських та деяких інших країн, запропоновані шляхи запозичення їх прогресивного досвіду. Подані пропозиції щодо основних напрямів вдосконалення гендерної політики в Україні (на рівні інституційного, політичного та правового механізмів).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.00.02 – политические институты и процессы. – Национальный университет «Одесская юридическая академия», Одесса, 2013.
В диссертации осуществлено комплексное исследование взаимодействия институтов государства и гражданского общества в реализации гендерной политики современной Украины. В рамках проведенного исследования были получены результаты, имеющие научную новизну, обусловленную решением актуальных проблем гендерной политики, которые не получили достаточной разработки в научной литературе.
Проанализирована эволюция и современное содержание понятия «гендерная политика», сопоставлено его значение с понятием «государственная гендерная политика», определены основные направления гендерной политики.
Установлено, что национальный механизм реализации гендерной политики состоит из политического, правового и институционального. Проанализированы особенности каждого из этих механизмов в нашей стране. Определено значение институтов государства и гражданского общества как для функционирования институционального механизма, так и для формирования политического и правового. Выявлены три уровня правительственных и неправительственных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение гендерного равенства в Украине: международный, региональный (европейский) и национальный. Международный уровень представлен деятельностью ООН и ее специализированных комиссий и комитетов, а также правозащитных подразделений, Межпарламентского союза, Отделения женщин Human Rights Watch и других. Региональный уровень обеспечивается деятельностью структур Совета Европы, Европейского Союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в компетенцию которых входят вопросы обеспечения достижения гендерного равенства. Национальный механизм представлен деятельностью парламента, правительства, президента, центральных и местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан (как политических партий, так и общественных организаций), а также гендерных кризисных центров и центров гендерных исследований. Определены функции каждого института, направленные на достижение гендерного паритета. Обосновано, что только целенаправленное и планомерное сотрудничество указанных институтов может обеспечить эффективную и действенную гендерную политику.
Рассмотрен зарубежный опыт формирования и реализации гендерной политики, отмеченные основные положительные достижения скандинавских и некоторых других стран, предложены пути заимствования их прогрессивного опыта. Так, например, отмечена высокая эффективность гендерного квотирования, которое представляет собой количественные нормы участия представителей обоих полов во властных структурах. Проанализирован позитивный опыт Швеции, Бельгии, Польши. Установлено, что квоты могут внедряться как конституцией государства, так и избирательным законодательством, или даже по внутрипартийному решению.
Высказано предложение о введении гендерных квот на законодательном уровне, а в качестве переходного этапа рекомендовано использовать так называемый принцип «мягкого квотирования» в сфере государственной службы, предполагающий обязательное участие в проведении конкурсного отбора кандидатов на занятие той либо иной должности представителей обоих полов.
Определены сферы общественной жизни украинского общества, где гендерная баланс нарушен в отношении мужчин (семейные отношения, права отцов и пр.), а также в отношении женщин (сфера принятия решений, трудовые отношения и оплата труда и др.). Предложены некоторые меры по устранению гендерного неравенства в названных сферах, а также направления совершенствования институционального и политико-правового механизмов реализации гендерной политики в Украине. Приведенные рекомендации касаются не только названных механизмов гендерной политики, но и также направлены на изменение мышления в целом и отношения в женщинам-руководителям в частности.
Thesis for a degree in political sciences, specialty 23.00.02 – political institutes and processes. – National University of «Odessa Law Academy», Odessa, 2013.
The author presents the integrated study of the interaction between institutions of the state and the civil society in the implementation of gender policy in modern Ukraine.
Evolution and current content of concept «gender policy», its compared with the term «state gender policy» was analyzed. Determined that gender policy has political, legal and institutional mechanisms for implementation. Peculiarities each of these mechanisms in our country, the importance for them institutions of the state and the civil society were analyzed.
Considered foreign experience of development and implementation of gender policy, marked major positive achievement of Scandinavian and some other countries, the ways of borrowing their progressive experience. The basic directions of improving gender policy in Ukraine, both at the institutional and at the level of political and legal mechanisms.