Дисертація є монографічним дослідженням конституційно-правового статусу дитини та оптимізації теоретичних підходів до цього статусу та його нормативної регламентації в Україні з урахуванням міжнародних ювенально-правових стандартів.
Визначено та сформульовано конституційно-правовий статус дитини – це система закріплених у конституційному законодавстві компонентів, що визначає реальне становище дитини у суспільстві та структурно складається з громадянського стану дитини, її конституційної правосуб’єктності, принципів конституційно-правового статусу дитини, конституційних прав дитини та їх гарантій. Виявлено підходи до визначення сутності конституційно-правового статусу дитини в Україні: ліберальний та патерналістський, що ґрунтуються на лібералістській та протекціоністській теоріях прав дитини. Удосконалено структуру конституційно-правового статусу дитини в Україні, елементами якого є громадянський стан дитини, конституційна правосуб’єктність дитини, принципи конституційно-правового статусу дитини, конституційні права дитини та їх гарантії, а також аргументацію щодо недоцільності включення до структури конституційно-правового статусу дитини конституційної відповідальності дитини та конституційних обов’язків дитини.
Диссертация является монографическим исследованием конституционно-правового статуса ребенка и оптимизации теоретических подходов к этому статусу и его нормативной регламентации в Украине с учетом международных ювенально-правовых стандартов.
Определен и сформулирован конституционно-правовой статус ребенка – это система закрепленных в конституционном законодательстве компонентов, определяющих реальное положение ребенка в обществе и структурно состоящих из гражданского состояния ребенка, его конституционной правосубъектности, принципов конституционно-правового статуса ребенка, конституционных прав ребенка и их гарантий.
Выявлены подходы к определению сущности конституционно-правового статуса ребенка в Украине: либеральный и патерналистский, основанные на либералистской и протекционистской теориях прав ребенка.
Усовершенствована структура конституционно-правового статуса ребенка в Украине, элементами которого являются: гражданское состояние ребенка, конституционная правосубъектность ребенка, принципы конституционно-правового статуса ребенка, конституционные права ребенка и их гарантии. Аргументирована нецелесообразность включения в структуру конституционно-правового статуса ребенка конституционной ответственности ребенка и конституционных обязанностей ребенка.
Предложено вместо понятия «конституционно-правовой статус ребенка» перейти к применению в научной литературе синонимичного и более компактного понятия «конституционно-ювенальный статус», что будет способствовать унификации терминологии конституционного законодательства Украины и международных ювенально-правовых стандартов.
На основании системного анализа норм Конституции Украины о детстве сформулировано, что Основной Закон de facto признает детство конституционной ценностью. Для закрепления детства как конституционной ценности de jure предложено считать часть 3 ст. 51 Конституции Украины частью 3 ст. 3 Конституции Украины. Согласно ст. 3 Основного Закона Украины рекомендовано изложить в следующей редакции:
«Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав человека является главной обязанностью государства.
Семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством. Государство гарантирует наилучшее обеспечение интересов ребенка».
На основании анализа имеющихся в юридической литературе предложений по кодификации норм конституционного законодательства о правовом статусе ребенка и о конституционных правах ребенка получила дальнейшее развитие аргументация тезиса об отсутствии необходимости принятия таких кодифицированных актов. Рекомендовано отдать предпочтение неофициальной частичной инкорпорации конституционного законодательства и судебных решений по отдельным субъективным конституционным правам ребенка.
The thesis is a monographic study of the constitutional status of a child and of the optimization of theoretical approaches to this status and to its normative regulation in Ukraine, taking into account international juvenile legal standards.
It is formulated that the constitutional status of a child is a system of components, fixed in the constitutional legislation, that determines the real situation of a child in a society and structurally consists of the child’s civil status, its constitutional personality, the principles of the constitutional and legal status of the child, the constitutional the rights of the child and their guarantees.
The author proposes to distinguish two approaches to the determination of the essence of the constitutional and legal status of a child in Ukraine: liberal and paternalistic, based on the liberal and protectionist theories of the rights of the child.
The structure of the constitutional status of the child in Ukraine includes such the elements as: the child’s civic status, the constitutional legal personality of the child, the principles of the constitutional and legal status of the child, the constitutional rights of the child and their guarantees. The author argues about the inappropriate inclusion into the structure of the constitutional status of the child the child’s constitutional liability and the child’s constitutional responsibilities.