Концепт правозахисної діяльності сучасної держави
Завантаження...
Дата
2018-07-07
Автори
Бондаренко, Аліна
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Анотація
Дисертацію присвячено побудові загальнотеоретичної юридичної моделі правозахисної діяльності сучасної держави, виявленню її інституційних засад і сучасних тенденцій розвитку.
Акцентовано на філософській, ідеологічній та методологічній динаміці правозахисної діяльності сучасної держави. Виявлено, що раціоналістична концепція державності зумовила стрімкий розвиток доктрини прав людини як раціональних засад функціонування публічної сфери. Сформульоване авторське визначення правозахисної функції.
Досліджено проблеми інституціоналізації правозахисної діяльності сучасної держави та її оформлення як державної функції, а також три основні напрями реалізації цієї функції.
Проаналізовано ключові тенденції розвитку правозахисної функції сучасної держави. Доведено, що Європейський суд з прав людини є головним міжнародним інструментом вироблення цілісного бачення прав людини. Обґрунтовано, що запорукою належної реалізації державою правозахисної функції є система недержавного правозахисту.
Диссертация посвящена построению общетеоретической юридической модели правозащитной деятельности современного государства, выявлению ее институциональных основ и современных тенденций развития. В работе акцентируется на философской, идеологической и методологической динамике правозащитной деятельности современного государства. Определяется концептуальная связь между правами человека и идеологией государственности эпохи модерна, которая выражается в становлении правозащитной деятельности государства. Установлено, что рационалистическая концепция государственности способствовала стремительному развитию доктрины прав человека как рациональных принципов функционирования публичной сферы. Статус государства как субъекта правозащиты предусматривает парадокс, связанный с тем, что именно государство очень часто является нарушителем прав человека. Предлагается решение этого противоречия путем разграничения четырех уровней государственной правозащиты, которые определяют степень активности государства в этой сфере. Правозащитная функция определяется как комплексное направление деятельности государства, имеющее своей целью создание достаточных условий для уважения и развития прав человека в обществе через реализацию конституционных принципов разделения властей и демократии, имплементацию международных стандартов в области прав человека, активное содействие идеологии эгалитаризма и внедрение эффективной институциональной системы самозащиты прав человека. Рассматриваются проблемы институционализации правозащитной деятельности современного государства и ее оформление как государственной функции. Доктрина позитивных обязательств предусматривает расширение сферы действия международных стандартов прав человека на частные отношения между индивидами (так называемый «горизонтальный эффект»), что способствует стиранию различий между негативными и позитивными правами человека. Практика ЕСПЧ и опыт большинства современных европейских государств подтверждают, что негативные права человека так же нуждаются в государственной правозащите. Определяются ключевые направления реализации правозащитной функции государства: (1) содействие и поощрение комплексных механизмов правозащиты в соответствии с Парижскими принципами; (2) разработка и внедрение антидискриминационных программ; (3) взаимодействие с негосударственными правозащитными структурами. Правозащитная деятельность имеет двойную функциональную природу с точки зрения институционального подхода. С одной стороны, она является мета-функцией государства, и в этом смысле не может и не должна полностью концентрироваться в пределах одного государственного института. С другой стороны, правозащитная функция имеет тенденцию к институциональной локализации. Расширение системы общих и специализированных омбудсменов является показателем институционализации правозащитной функции государства как органично локализованной деятельности. Еще одним проявлением институционализации этой функции является внедрение и распространение института конституционной жалобы и усиление роли конституционной юстиции в защите прав человека. Анализируются ключевые тенденции развития правозащитной функции современного государства: трансформация правозащитной функции государства под влиянием ЕСПЧ; деконцентрация и децентрализация правозащитной функции государства; новое видение социальной справедливости, выраженное через идеологию верховенства права. Европейский суд по правам человека является главным международным инструментом целостного восприятия прав человека. Такая роль ЕСПЧ обусловлена, во-первых, его подходом к толкованию Конвенции о защите прав человека и основных свобод как к живому инструменту, обеспечивающему динамическое понимание обязательств государства в сфере правозащиты; во-вторых, его осторожным отношением к специфике и традициям отдельных государств-участников. Выдвигается гипотеза, что существование негосударственной правозащиты является залогом надлежащей реализации правозащитной функции государством. Без развитой негосударственной правозащиты государственная правозащита может превратиться в инструмент оправдания нарушений прав человека. Завершает исследование дискурс связи прав человека и верховенства права в поиске оптимальной модели социальной справедливости. Противоречивость проблемы вхождения социальной справедливости в число требований верховенства права решается путем внедрения концентрической модели социального государства, в рамках которой разграничивают три рубежные формы социальной справедливости, определенные через права человека.
The thesis is devoted to elaboration of a general theoretical legal model of human rights protection activity of modern state through discovering its institutional grounds and contemporary tendencies of development. The key attention is paid to philosophical, ideological, and methodological dynamics of the human rights protection activity of modern state. It is shown that a rational conception of statehood determined the development of the doctrine of human rights as fundamental reasons of public sphere functioning. An innovative definition of human rights protection function of modern state is suggested. The problems of institutionalization of the human rights protection activity of modern state as well as its establishment as a state function are discussed. Author also delineates three main directions of realization of this function. The key tendencies of development of the function of human rights protection are dealt with. It is highlighted that the European court of human rights is the central international instrument for elaboration of a coherent vision of human rights, of taking them beyond cultural borders. The non-state human rights protection activities are conceptualised as necessary for democratic societies. The ideas of social justice and the Rule of Law are considered through the prism of human rights protection function.
Диссертация посвящена построению общетеоретической юридической модели правозащитной деятельности современного государства, выявлению ее институциональных основ и современных тенденций развития. В работе акцентируется на философской, идеологической и методологической динамике правозащитной деятельности современного государства. Определяется концептуальная связь между правами человека и идеологией государственности эпохи модерна, которая выражается в становлении правозащитной деятельности государства. Установлено, что рационалистическая концепция государственности способствовала стремительному развитию доктрины прав человека как рациональных принципов функционирования публичной сферы. Статус государства как субъекта правозащиты предусматривает парадокс, связанный с тем, что именно государство очень часто является нарушителем прав человека. Предлагается решение этого противоречия путем разграничения четырех уровней государственной правозащиты, которые определяют степень активности государства в этой сфере. Правозащитная функция определяется как комплексное направление деятельности государства, имеющее своей целью создание достаточных условий для уважения и развития прав человека в обществе через реализацию конституционных принципов разделения властей и демократии, имплементацию международных стандартов в области прав человека, активное содействие идеологии эгалитаризма и внедрение эффективной институциональной системы самозащиты прав человека. Рассматриваются проблемы институционализации правозащитной деятельности современного государства и ее оформление как государственной функции. Доктрина позитивных обязательств предусматривает расширение сферы действия международных стандартов прав человека на частные отношения между индивидами (так называемый «горизонтальный эффект»), что способствует стиранию различий между негативными и позитивными правами человека. Практика ЕСПЧ и опыт большинства современных европейских государств подтверждают, что негативные права человека так же нуждаются в государственной правозащите. Определяются ключевые направления реализации правозащитной функции государства: (1) содействие и поощрение комплексных механизмов правозащиты в соответствии с Парижскими принципами; (2) разработка и внедрение антидискриминационных программ; (3) взаимодействие с негосударственными правозащитными структурами. Правозащитная деятельность имеет двойную функциональную природу с точки зрения институционального подхода. С одной стороны, она является мета-функцией государства, и в этом смысле не может и не должна полностью концентрироваться в пределах одного государственного института. С другой стороны, правозащитная функция имеет тенденцию к институциональной локализации. Расширение системы общих и специализированных омбудсменов является показателем институционализации правозащитной функции государства как органично локализованной деятельности. Еще одним проявлением институционализации этой функции является внедрение и распространение института конституционной жалобы и усиление роли конституционной юстиции в защите прав человека. Анализируются ключевые тенденции развития правозащитной функции современного государства: трансформация правозащитной функции государства под влиянием ЕСПЧ; деконцентрация и децентрализация правозащитной функции государства; новое видение социальной справедливости, выраженное через идеологию верховенства права. Европейский суд по правам человека является главным международным инструментом целостного восприятия прав человека. Такая роль ЕСПЧ обусловлена, во-первых, его подходом к толкованию Конвенции о защите прав человека и основных свобод как к живому инструменту, обеспечивающему динамическое понимание обязательств государства в сфере правозащиты; во-вторых, его осторожным отношением к специфике и традициям отдельных государств-участников. Выдвигается гипотеза, что существование негосударственной правозащиты является залогом надлежащей реализации правозащитной функции государством. Без развитой негосударственной правозащиты государственная правозащита может превратиться в инструмент оправдания нарушений прав человека. Завершает исследование дискурс связи прав человека и верховенства права в поиске оптимальной модели социальной справедливости. Противоречивость проблемы вхождения социальной справедливости в число требований верховенства права решается путем внедрения концентрической модели социального государства, в рамках которой разграничивают три рубежные формы социальной справедливости, определенные через права человека.
The thesis is devoted to elaboration of a general theoretical legal model of human rights protection activity of modern state through discovering its institutional grounds and contemporary tendencies of development. The key attention is paid to philosophical, ideological, and methodological dynamics of the human rights protection activity of modern state. It is shown that a rational conception of statehood determined the development of the doctrine of human rights as fundamental reasons of public sphere functioning. An innovative definition of human rights protection function of modern state is suggested. The problems of institutionalization of the human rights protection activity of modern state as well as its establishment as a state function are discussed. Author also delineates three main directions of realization of this function. The key tendencies of development of the function of human rights protection are dealt with. It is highlighted that the European court of human rights is the central international instrument for elaboration of a coherent vision of human rights, of taking them beyond cultural borders. The non-state human rights protection activities are conceptualised as necessary for democratic societies. The ideas of social justice and the Rule of Law are considered through the prism of human rights protection function.
Бібліографічний опис
Бондаренко А.І. Концепт правозахисної діяльності сучасної держави: дис. … канд. юрид. наук. Одеса, 2018. 208 с.
Ключові слова
сучасна держава, права людини, правозахист, правозахисна функція держави, Європейський суд з прав людини, современное государство, права человека, правозащита, правозащитная функция государства, Европейский суд по правам человека, modern state, human rights, human rights protection, law enforcement function of the state, European Court of Human Rights
Цитування
Бондаренко А.І. Концепт правозахисної діяльності сучасної держави: дис. … канд. юрид. наук. Одеса, 2018. 208 с.